Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Подворье, построенное А. М. Горностаевым

Автор: Виктор Анацкий | Категория: Культура XIX века

«В последнее время построено в Петербурге множество церквей в так называемом византийском стиле, - сообщалось в 1856 г. - Из них самая замечательная - церковь Егерского полка у Царскосельской железной дороги». Сочетание собора в «византийском стиле» и такого новаторского сооружения, как железнодорожный вокзал, видимо, не казалось современникам парадоксальным, хотя и то, и другое было совершенно новым явлениєм в ландшафте Петербурга.

Более того, «византийский стиль» оказался подходящим и для самих вокзалов, что доказал К. Тон, построив одинаковые вокзалы в Москве и Петербурге, как бы объединившие визуально обе столицы. Стремление возбудить реминисценции с допетровским зодчеством, с древнерусской архитектурой в городе, история которого не восходила далее начала XVIII в., не могло не носить противоречивого, двойственного характера.
В основе его лежало желание сблизить архитектурный пейзаж Петербурга с панорамой Москвы и других русских городов, придать ему патину древности, многовековой истории. Если крупные «византийские» сооружения К. Тона, представлявшие линию официальной «народности», должны были восприниматься в панораме Петербурга как совершенно чуждые, инородные, то несколько более тактичным было «вкрапление» в рядовую застройку первых гражданских сооружений в «русском стиле».
Одним из первых таких сооружений было, например. Троицкое подворье, построенное А. М. Горностаевым в 1850-х годах на Фонтанке, рядом с новым «барочным» штакеншнейдеровским фасадом дворца Бело-сельских-Белозерских. Такое сочетание заметно изменяло привычный классический пейзаж и позже было поддержано многостильем других «новейших» зданий. Но как видно по литографиям и архитектурным панорамам тех лет, первые «византийские» и «русские» сооружения не стали органичной частью застройки Петербурга. Не случайно своего рода символом петербургского пейзажа стали в эту эпоху не тоновские соборы, а законченный в середине XIX в. Исаакиевский собор с его сияющим классическим куполом, доминирующим в панораме города.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Романтизм и культура

Рационализация жизни, подчинение ее усредненно-трезвому разуму,…

Важность взаимодействия культурологии и эстетики

В заключение отметим важность взаимодействия культурологии и…

Сфера материального и духовного производства

Нам представляется убедительным противопоставление абстрактного…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…