Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Подворье, построенное А. М. Горностаевым

Автор: Виктор Анацкий | Категория: Культура XIX века

«В последнее время построено в Петербурге множество церквей в так называемом византийском стиле, - сообщалось в 1856 г. - Из них самая замечательная - церковь Егерского полка у Царскосельской железной дороги». Сочетание собора в «византийском стиле» и такого новаторского сооружения, как железнодорожный вокзал, видимо, не казалось современникам парадоксальным, хотя и то, и другое было совершенно новым явлениєм в ландшафте Петербурга.

Более того, «византийский стиль» оказался подходящим и для самих вокзалов, что доказал К. Тон, построив одинаковые вокзалы в Москве и Петербурге, как бы объединившие визуально обе столицы. Стремление возбудить реминисценции с допетровским зодчеством, с древнерусской архитектурой в городе, история которого не восходила далее начала XVIII в., не могло не носить противоречивого, двойственного характера.
В основе его лежало желание сблизить архитектурный пейзаж Петербурга с панорамой Москвы и других русских городов, придать ему патину древности, многовековой истории. Если крупные «византийские» сооружения К. Тона, представлявшие линию официальной «народности», должны были восприниматься в панораме Петербурга как совершенно чуждые, инородные, то несколько более тактичным было «вкрапление» в рядовую застройку первых гражданских сооружений в «русском стиле».
Одним из первых таких сооружений было, например. Троицкое подворье, построенное А. М. Горностаевым в 1850-х годах на Фонтанке, рядом с новым «барочным» штакеншнейдеровским фасадом дворца Бело-сельских-Белозерских. Такое сочетание заметно изменяло привычный классический пейзаж и позже было поддержано многостильем других «новейших» зданий. Но как видно по литографиям и архитектурным панорамам тех лет, первые «византийские» и «русские» сооружения не стали органичной частью застройки Петербурга. Не случайно своего рода символом петербургского пейзажа стали в эту эпоху не тоновские соборы, а законченный в середине XIX в. Исаакиевский собор с его сияющим классическим куполом, доминирующим в панораме города.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Миф как психолингвистический феномен

Различие между ними отражает большую или меньшую степень различия…

Культурологический подход

Но по мере ее наполнения все труднее оказывается определить сущность…

Стилевое единство

При этом Иоффе вполне обоснованно стремился отыскать общие вертикали,…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…