Автор: Виктор Анацкий | Категория: Культура XIX века
Отмечая противоречие европейской эклектики, так и не преодоленное до конца XIX в., Стасов очень чутко улавливал, с другой стороны, и ее перспективные закономерности, например умение использовать все резервы исторической застройки, включая в толщу квартала, в глубь его, новые сооружения из железа и стекла.
«Британский музей задыхался от тесноты среди своих исторических коллекций. Он жался, теснился из всех сил, - места все-таки нигде не было, - писал он. - Тогда снова поднялась английская мысль и сила и вдвинула, среди единственного пустого двора, гигантскую железную ротонду величиною с Пантеон и, как он же, освещенную сверху, из-под полукруглой шапочки железного купола» .
Аналогии с историческими прототипами, которые проводились В. В. Стасовым по отношению к новым металлическим структурам в европейском зодчестве, свидетельствовали об осознании им того «историзма пространства», который был присущ эклектике. Интересно, что в своем восприятии Парижа Стасов исходит не столько из оценки отдельных уникальных сооружений современности, сколько из всего комплекса рядовых новых построек, создающих тот выразительный архитектурный «фон», где иногда трудно было отличить новые сооружения от исторических подлинников.
«. . .Художественные пятна, сколько они ни многочисленны в Париже, особливо со времен последней империи, все пропадают почти незаметно в громадной массе той красоты и значительности вновь созданных нынешними потребностями форм, которыми сияет Париж на всех своих концах. Ни один город не способен показать, в настоящую минуту, такого огромного количества изящных и оригинальных общественных и частных зданий, какие стоят густою толпою по парижским улицам и площадям, среди великолепных остатков старого Парижа, из времен средних веков и Возрождения, когда творчество било таким могучим ключом; но впечатление новых парижских построек почти всегда уже не только эстетично и талантливо, не только грандиозно или элегантно - они носят еще, в каждой черте, в каждом члене и подробности своей, следы творчества, оживленного глубокой мыслью, вникающего в нынешние нужды жизни и теперешние привычки человека».
← Отмечая противоречие европейской эклектики | Романтизация технических достижений → |
---|