Автор: Виктор Анацкий | Категория: Культура XIX века
Если в эпоху классицизма стремление к стилистическому единству заставляло переделывать заново многие фасады домов петровского времени и эпохи барокко, навсегда исчезнувших за классической декорацией, то теперь явилась противоположная тенденция. Именно в эти годы возникли совершенно сознательные попытки подхватить традиции петербургского доклассического зодчества, возрождая ту историчность, которой на первый взгляд был лишен Петербург.
«Смешанный стиль (рококо), который так хорош в зданиях графа Растрелли, соорудившего Зимний дворец, введен теперь опять в большую моду г. Штакеншнейдером, который очень удачно воспользовался им для переделки дома кн. Белосельских, у Аничкова моста, - отмечал журнал «Современник» в 1856 г. - После того домов в этом стиле появилось в Петербурге много. Назовем здесь самые замечательнейшие: в Большой Морской князя Урусова и баронессы Вревской; у Вознесенского моста - мы не знаем чей; в Малой Морской - г-жи Жеребцовой; на Дворцовой набережной - г-жи Бибиковой.
Большая и Малая Морская представляют теперь ряд великолепных зданий. В Большой Морской замечательны своею громадностию и прекрасными размерами дома г. Руадзи (на углу Кирпичного переулка); Министерства государственных имуществ и министра государственных имуществ, выходящие на площадь дворца Великой Княгини Марии Николаевны. Площадь эта, теперь обставленная вся заборами, по случаю постройки Исаакиевского собора и памятника императору Николаю, будет без всякого сомнения, одна из самых великолепных площадей в мире» .
Если добавить к перечисленным выше «барочным» домам Ново-Михайловский дворец А. Штакеншнейдера на Миллионной, которая еще в середине XVIII в. сложилась как единая улица в стиле барокко, созданная самыми крупными зодчими того времени, то окажется, что поиски исторических истоков в архитектуре Петербурга уже в середине XIX в. стали достаточно целеустремленными. Органичность барокко для Петербурга подтверждалась его полуторавековой историей, и неудивительно, что «барокко» стало одним из наиболее популярных «стилей» в петербургской эклектике.
← Своеобразный «исторический обзор» | Изменение отношения к Петербургу → |
---|