Автор: Виктор Анацкий | Категория: Культура XIX века
Как отмечалось в тогдашней периодической печати, «конкурсная программа вызвала семь проектов, из которых четыре были комиссией отклонены, как слишком далекие от предвзятого ею идеала. Премий удостоены были два проекта: г. Даля (под девизом „Меч") и г. Обера (девиз XVI-XIX столетия).
Проект г. Даля, талантливый сам по себе, не гармонирует с характером Московского Кремля и Красной площади; г. Обер задался довольно оригинальною, хотя и странною идеей - так сказать, развернуть архитектурные элементы церкви Василия Блаженного: это как бы эластическая оболочка одной из глав этого собора, натянутая на большое здание. . . Вышло некрасиво до крайности, и, будь отдано предпочтение проекту г. Обера, музей напоминал бы собой какой-то выгонный сарай или газовый завод». Надо заметить, что удивительно современным выглядит это сравнение с «газовым заводом», которое в последующее столетие почти неизменно сопровождало оценки современниками многих новаторских проектов и построек независимо от их стилистики (вплоть до здания Центра Помпиду), которые поражали свое время непривычностью или новизной облика.
К сожалению, до последнего времени эти конкурсные проекты Исторического музея, за исключением осуществленного варианта В. О. Шервуда, остаются почти не изученными, а отчасти и не известным. Между тем их сравнительный анализ помог бы проследить, как постепенно шли поиски новых приемов «русского стиля» в крупных гражданских сооружениях, не имевших прецедентов в истории древнерусского зодчества. Судя по проекту Л. Даля и описанию проекта Обера, их решения были несравненно менее традиционными, чем у победившего проекта В. О. Шервуда, оценки которого современниками отнюдь не были однозначны.
«Множество детальных украшений и разнообразие общей линии фасадов здания как в целом, так и в отдельных частях его близко подходят к чистому стилю русской архитектуры XVI века, который г. Забелин так метко охарактеризовал в своих лекциях сравнением с лесом» - , - писала газета «Голос» по поводу закладки Исторического музея в августе 1875 г.
← Множество детальных украшений | Анализ и истории воздвижения → |
---|