Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Изменение отношения к Петербургу

Автор: Виктор Анацкий | Категория: Культура XIX века

Правда, иногда раздавались голоса и порицателей, но их было мало, и они слышались очень редко. Англичанин Маршаль (1768) говорил, что, конечно, в Петербурге дома громаднее, чем где бы то ни было, и дворец поразителен, но во всем вообще больше массивности размеров, чем красоты, неизящная смесь стилей итальянского с голландским и излишество украшений; Кюстинь (1839) в своей крайней ненависти ко всему русскому объяснял, что в России сам воздух вреден художественному, и русское искусство никогда не перестанет быть тепличным растением; вообще Петр Великий и его наследники принимали свою столицу за театр.

Гакстгаузен (1843) говорил, что Петербург, точно так же как и Берлин, нечто вроде гриба, выросшего за одну ночь по приказу; дома - холодные и правильные, как казармы, архитектурный стиль повсюду претензливый и далекий от чистого вкуса и правил художества; наконец, англичанин Аткинсон (1870) сильно нападал на фальшивую декоративность петербургской архитектуры и говорил, что художнику и путешественнику нечего даже срисовать себе на память о Петербурге»,.
Этот своеобразный «исторический обзор» показывает, что существовали совершенно определенные закономерности в видении Петербурга, изменявшиеся на каждом историческом этапе. Петербург перестал восприниматься как единое гармоничное целое, таким, каким он представал на гравюрах и литографиях первой трети XIX в., и как бы «распался» на отдельные крупные сооружения, которые требовали пристального рассматривания. Принципиальные изменения наметились и в графическом изображении городского пространства. Вместо подчеркнуто разомкнутых композиций в городском архитектурном пейзаже, где построение перспективы было достаточно условным, так что городское пространство теряло реальные границы и очертания, вместо сознательного нарушения соотношения масштабов зданий и пространства, что было характерно для литографий Петербурга 1820-х годов, например сделанных А. П. Брюлловым т, стали все более соблюдаться четкость и строгость перспективных построений. Стремясь к невидимой точке схода, петербургские улицы в изображении граверов и литографов 1830-1840-х годов словно сузились, стали компактнее, площади приобрели более четкие очертания, пространство как бы «спрессовалось». Еще в тот период, когда классические здания преобладали в Петербурге, новые приемы их изображения, графичность, легкость очертаний стали придавать им не монументальность, а то «изящество», которого, по мнению современников, так недоставало русскому классицизму.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Поле деятельности пропагандиста

Пропагандистская деятельность характеризуется как поступок, мысль,…

Эстетический способ бытия

Гегель определяет прекрасное как чувственную видимость идеи. Он…

Четкость исходных методологических установок

Четкость исходных методологических установок - необходимое условие…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…