Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Масленица в Петербурге

Автор: Виктор Анацкий | Категория: Культура XIX века

Мысль о том, что именно в эти дни Петербург кажется «русским городом», представляется очень характерной для той эпохи. На многочисленных литографиях того времени и акварелях В. Садовникова видно, что разнообразные, разностильные масленичные балаганы и пестрая толпа действительно привносили на Адмиралтейскую площадь то живое движение, ту уютную тесноту, которые всегда отличали Москву и которой так недоставало в Петербурге.

Даже в строгом окружении классических зданий, ровной «стеной» обрамлявших масленичные гулянья на Адмиралтейской площади, а позже - на Марсовом поле, причудливые, разновысокие, стихийно разбросанные балаганы создавали картину, в чем-то близкую старинным историческим городам. Такая временная праздничная трансформация площадей Петербурга делала все более заметной в будние дни несоразмерность их масштабов с новой архитектурной эстетикой и новыми социальными требованиями.
«Какой резкий контраст между Адмиралтейской площадью и окружающими ее кварталами! Здесь тишина, пустыня; там многолюдье и городской шум. Адмиралтейская площадь лежит в топографическом центре Петербурга, но не составляет центра его гражданственности.. . Пространство ея в большую часть дня бывает весьма пусто, почему один из современных фельетонистов удачно назвал ее „адмиралтейскою степью". . . Будь на этой площади, кроме исторических памятников и вместо устарелого по своему значению Адмиралтейства, продолжение Биржи, обширный столичный базар, театры и главнейшие присутственные места - площадь была бы общим средоточием столичной жизни».
Характерно, что все эти приметы общественной жизни в центральной части европейского столичного города отсутствовали в Петербурге и были естественны, органичны для Москвы, где именно в эти годы стихийно складывался тот деловой, общественный, торговый центр, который включал и Биржу, и Гостиный двор, и театры, и присутственные места. В этом отношении Москва также более тяготела к древним европейским столицам, нежели Петербург с его рационально продуманной планировкой центра, не оставлявшей места для архитектурных «импровизаций» и для стихийного строительства.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Театр кукол

Самая яркая и сама нужная человеку нить - это нить рассудка. Она -…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…

Фотография и кинолента

Полтора часа просмотра киноленты создают художественную реальность,…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…