Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Масленица в Петербурге

Автор: Виктор Анацкий | Категория: Культура XIX века

Мысль о том, что именно в эти дни Петербург кажется «русским городом», представляется очень характерной для той эпохи. На многочисленных литографиях того времени и акварелях В. Садовникова видно, что разнообразные, разностильные масленичные балаганы и пестрая толпа действительно привносили на Адмиралтейскую площадь то живое движение, ту уютную тесноту, которые всегда отличали Москву и которой так недоставало в Петербурге.

Даже в строгом окружении классических зданий, ровной «стеной» обрамлявших масленичные гулянья на Адмиралтейской площади, а позже - на Марсовом поле, причудливые, разновысокие, стихийно разбросанные балаганы создавали картину, в чем-то близкую старинным историческим городам. Такая временная праздничная трансформация площадей Петербурга делала все более заметной в будние дни несоразмерность их масштабов с новой архитектурной эстетикой и новыми социальными требованиями.
«Какой резкий контраст между Адмиралтейской площадью и окружающими ее кварталами! Здесь тишина, пустыня; там многолюдье и городской шум. Адмиралтейская площадь лежит в топографическом центре Петербурга, но не составляет центра его гражданственности.. . Пространство ея в большую часть дня бывает весьма пусто, почему один из современных фельетонистов удачно назвал ее „адмиралтейскою степью". . . Будь на этой площади, кроме исторических памятников и вместо устарелого по своему значению Адмиралтейства, продолжение Биржи, обширный столичный базар, театры и главнейшие присутственные места - площадь была бы общим средоточием столичной жизни».
Характерно, что все эти приметы общественной жизни в центральной части европейского столичного города отсутствовали в Петербурге и были естественны, органичны для Москвы, где именно в эти годы стихийно складывался тот деловой, общественный, торговый центр, который включал и Биржу, и Гостиный двор, и театры, и присутственные места. В этом отношении Москва также более тяготела к древним европейским столицам, нежели Петербург с его рационально продуманной планировкой центра, не оставлявшей места для архитектурных «импровизаций» и для стихийного строительства.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Искусство в ситуации фольклорной культуры

За ними ощущаются более общие мотивы борьбы со всякой национальной…

Традиции марксистского подхода

Традиции марксистского подхода предполагают рассмотрение…

Слепой эксперимент судьбы

Выбор, перед необходимостью которого поставлены фольклористы, жесток:…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…