Автор: Виктор Анацкий | Категория: Культура XIX века
Мысль о том, что именно в эти дни Петербург кажется «русским городом», представляется очень характерной для той эпохи. На многочисленных литографиях того времени и акварелях В. Садовникова видно, что разнообразные, разностильные масленичные балаганы и пестрая толпа действительно привносили на Адмиралтейскую площадь то живое движение, ту уютную тесноту, которые всегда отличали Москву и которой так недоставало в Петербурге.
Даже в строгом окружении классических зданий, ровной «стеной» обрамлявших масленичные гулянья на Адмиралтейской площади, а позже - на Марсовом поле, причудливые, разновысокие, стихийно разбросанные балаганы создавали картину, в чем-то близкую старинным историческим городам. Такая временная праздничная трансформация площадей Петербурга делала все более заметной в будние дни несоразмерность их масштабов с новой архитектурной эстетикой и новыми социальными требованиями.
«Какой резкий контраст между Адмиралтейской площадью и окружающими ее кварталами! Здесь тишина, пустыня; там многолюдье и городской шум. Адмиралтейская площадь лежит в топографическом центре Петербурга, но не составляет центра его гражданственности.. . Пространство ея в большую часть дня бывает весьма пусто, почему один из современных фельетонистов удачно назвал ее „адмиралтейскою степью". . . Будь на этой площади, кроме исторических памятников и вместо устарелого по своему значению Адмиралтейства, продолжение Биржи, обширный столичный базар, театры и главнейшие присутственные места - площадь была бы общим средоточием столичной жизни».
Характерно, что все эти приметы общественной жизни в центральной части европейского столичного города отсутствовали в Петербурге и были естественны, органичны для Москвы, где именно в эти годы стихийно складывался тот деловой, общественный, торговый центр, который включал и Биржу, и Гостиный двор, и театры, и присутственные места. В этом отношении Москва также более тяготела к древним европейским столицам, нежели Петербург с его рационально продуманной планировкой центра, не оставлявшей места для архитектурных «импровизаций» и для стихийного строительства.
← Масленичные гулянья | Сочетание собора → |
---|