Автор: Виктор Анацкий | Категория: Культура XIX века
О том, что эти ассоциации между английским консерватизмом с его пристрастием к национальным традициям, с одной стороны, и взглядами славянофилов на русскую историю - с другой, были осознаны уже современниками, свидетельствуют слова В. В. Стасова, написанные в 1876 г.:
«Новое поколение англичан требовало нового размещения, нового простора, ширины и удобства, но тоже и нового изящества и художественности. План английского дома изменился самым радикальным образом, но в то же время столько же изменилась и наружность его. И оттого-то Лондон наполнился выросшими вокруг на всех концах его большими зданиями во всевозможных разнообразнейших стилях - романском, готическом, ренессанс, итальянском, французском, английском и даже арабско-испан-ском. Город получил совершенно новый, небывалый вид, бесчисленные улицы сделались интересны и живописны и придали колоссальным размерам английской столицы художественный облик. Переворот был громадный, решительный.
Но сколько ни важен он был для английской жизни и истории, все-таки он не отличался оригинальностью и самобытностью. Многие англичане его не понимали, особливо под влиянием вечного своего консерватизма.. . Образовалась целая литература, требовавшая с гневом и упорством возврата ко всему национальному, английскому, в том числе и в архитектуре. Это были своего рода наши славянофилы - только английские» (курсив мой. - Е. Б.). Однако и эти, как наши, были во многом правы, и требования их повели ко многому, в самом деле хорошему и важному».
Аналогия между взглядами русских славянофилов и английских предшественников и последователей Рескина и Морриса кажется здесь отнюдь не натянутой. Точно так же очень близким к архитектурным процессам в России представляется описание новой «разностилевой» застройки Лондона, придавшей ему, по словам В. В. Стасова, живописный, художественный характер.
← Новое поколение англичан | Изменения в восприятии зодчества → |
---|