Автор: Виктор Анацкий | Категория: Культура XIX века
Нетрудно заметить, что здесь преобладало строительство общественных и гражданских сооружений в «русском стиле», в Петербурге же «византийский» и «русский стиль» насаждались преимущественно в церковных зданиях и носили государственный характер в отличие от широких общественных начинаний москвичей.
«Сорок сороков» московских церквей делали очень ограниченным их новое строительство, хотя в середине XIX в. многие древние сооружения пытались заменить их новыми подобиями. Об этом уже в 1860 г. с возмущением писал в специальном письме Александру II А. К. Толстой: «Лет шесть тому назад в Москве снесли древнюю колокольню Страстного монастыря, и она рухнула на мостовую, как поваленное дерево, так что не отломился ни один кирпич, настолько прочна была кладка, а на ее месте соорудили новую псевдорусскую колокольню. Той же участи подверглась церковь Николы Явленого на Арбате, относившаяся ко времени царствования Ивана Васильевича Грозного и построенная так прочно, что и с помощью железных ломов еле удавалось отделить кирпичи один от другого.
Наконец, на этих днях я просто не узнал в Москве прелестную маленькую церковь Трифона Напрудного, с которой связано одно из преданий об охоте Ивана Васильевича Грозного. Ее облепили отвратительными пристройками, заново отделали внутри и поручили какому-то богомазу переписать наружную фреску, изображающую святого Трифона на коне и с соколом в руке».
Лишь отчасти эти новшества можно было объяснить стремлением к укрупнению масштаба в строительстве Москвы, к известной «столичности», что наиболее ярко сказалось при сооружении грандиозного храма Христа Спасителя, продолжавшегося почти 50 лет . Феномен огромного воздействия архитектуры храма Христа Спасителя не только на современников, но и на потомков до сих пор остается не до конца разгаданным. Кажется необъяснимым, как могло это сооружение, воплотившее в себе наиболее типичные черты тоновского «византийского стиля», проект которого был создан в пору расцвета этого стиля в 1832 г., стать в годы своего завершения, в 1883 г., органической частью архитектурной панорамы Москвы и многие десятилетия быть ее неотъемлемой приметой, запечатленной самыми разными художниками. Даже оставляя в стороне изначальное мемориальное назначение этого памятника Отечественной войне 1812 г., представляющего собой национальную святыню,трудно объяснить, почему в отношении к нему сходились представители самых различных художественных направлений, и в том числе противники «византийского стиля».
← Архитектуры храма Христа Спасителя | Замена классического Гостиного двора О. Бове → |
---|