Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Дальнейшее развитие

Автор: Виктор Анацкий | Категория: Культура XIX века

Нетрудно заметить, что здесь преобладало строительство общественных и гражданских сооружений в «русском стиле», в Петербурге же «византийский» и «русский стиль» насаждались преимущественно в церковных зданиях и носили государственный характер в отличие от широких общественных начинаний москвичей.

«Сорок сороков» московских церквей делали очень ограниченным их новое строительство, хотя в середине XIX в. многие древние сооружения пытались заменить их новыми подобиями. Об этом уже в 1860 г. с возмущением писал в специальном письме Александру II А. К. Толстой: «Лет шесть тому назад в Москве снесли древнюю колокольню Страстного монастыря, и она рухнула на мостовую, как поваленное дерево, так что не отломился ни один кирпич, настолько прочна была кладка, а на ее месте соорудили новую псевдорусскую колокольню. Той же участи подверглась церковь Николы Явленого на Арбате, относившаяся ко времени царствования Ивана Васильевича Грозного и построенная так прочно, что и с помощью железных ломов еле удавалось отделить кирпичи один от другого.
Наконец, на этих днях я просто не узнал в Москве прелестную маленькую церковь Трифона Напрудного, с которой связано одно из преданий об охоте Ивана Васильевича Грозного. Ее облепили отвратительными пристройками, заново отделали внутри и поручили какому-то богомазу переписать наружную фреску, изображающую святого Трифона на коне и с соколом в руке».
Лишь отчасти эти новшества можно было объяснить стремлением к укрупнению масштаба в строительстве Москвы, к известной «столичности», что наиболее ярко сказалось при сооружении грандиозного храма Христа Спасителя, продолжавшегося почти 50 лет . Феномен огромного воздействия архитектуры храма Христа Спасителя не только на современников, но и на потомков до сих пор остается не до конца разгаданным. Кажется необъяснимым, как могло это сооружение, воплотившее в себе наиболее типичные черты тоновского «византийского стиля», проект которого был создан в пору расцвета этого стиля в 1832 г., стать в годы своего завершения, в 1883 г., органической частью архитектурной панорамы Москвы и многие десятилетия быть ее неотъемлемой приметой, запечатленной самыми разными художниками. Даже оставляя в стороне изначальное мемориальное назначение этого памятника Отечественной войне 1812 г., представляющего собой национальную святыню,трудно объяснить, почему в отношении к нему сходились представители самых различных художественных направлений, и в том числе противники «византийского стиля».

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Путешествие за бабочкой

Художник как бы проектирует на свой мир все возможные миры.…

Праздничный экстаз

Наиболее адекватной формой воплощения эстетики преображения…

Жизнь и духовная потребность

Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Театральная деятельность Станиславского

Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…