Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Изменения в восприятии зодчества

Автор: Виктор Анацкий | Категория: Культура XIX века

Я смотрел с чисто благоговейным удовольствием на гробницы Петра Великого, Екатерины, Александра и др. Собор хотя и некрасив, но производит величественное впечатление. Все стены покрыты завоеванными знаменами. Я теперь более ценю такого рода наслаждения, чем в Москве. Зависит ли это от моего настроения или же от других причин, которые следует приписать бедности Петербурга в такого рода красотах, - решите сами»

Таким образом, отношение московских любомудров к Петербургу вовсе не было однозначно отрицательным. Они старались увидеть в северной столице те скупые приметы отечественной истории, славного прошлого, побед русского оружия, которые позволяли говорить о глубинном сходстве с Москвой, где все пронизано историческими реминесценциями.
Полное отрицание современниками историчности Петербурга было внутренне связано с кризисом классицизма, когда «итальянская архитектура» была признана чуждой северному климату с легкой руки А. Шлегеля и его русских последователей ".
Можно сказать, что вся вторая половина XIX в. была окрашена нередко неосознанным стремлением «русифицировать» Петербург и «европеизировать» Москву, что, однако, не могло привести к нивелировке облика обеих столиц. С другой стороны, Москва впервые предстала в эту эпоху не только как воплощение историзма, но и как столица, более родственная другим древним европейским столицам, нежели «самый европейский» из русских городов - Петербург.
Казалось бы, первая аналогия, которая должна была возникнуть, например, у А. С. Хомякова при виде Лондона с его грандиозными мостами через Темзу и нарядными набережными, строго симметричными классическими ансамблями и просторными площадями, - это аналогия с Петербургом, а не с Москвой. Однако это сходство с Петербургом было скорее внешним, а не внутренним, глубинным. Внутреннее же сходство Лондона с Москвой заключалось в том, что обе эти столицы представали как воплощение исторических традиций, народных и национальных начал, которые нередко носили подчеркнуто консервативный характер.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Эволюция художественных форм

Авторы капитального труда по истории европейского искусствознания…

Выявление общекультурной роли актуального вида искусства

Все эти факты ставят перед исследователем вопрос о той роли, которую…

Жанр литературного развития XIX века

Характерная в этом отношении для литературного развития XIX в. черта…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…