Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Изменения в восприятии зодчества

Автор: Виктор Анацкий | Категория: Культура XIX века

Я смотрел с чисто благоговейным удовольствием на гробницы Петра Великого, Екатерины, Александра и др. Собор хотя и некрасив, но производит величественное впечатление. Все стены покрыты завоеванными знаменами. Я теперь более ценю такого рода наслаждения, чем в Москве. Зависит ли это от моего настроения или же от других причин, которые следует приписать бедности Петербурга в такого рода красотах, - решите сами»

Таким образом, отношение московских любомудров к Петербургу вовсе не было однозначно отрицательным. Они старались увидеть в северной столице те скупые приметы отечественной истории, славного прошлого, побед русского оружия, которые позволяли говорить о глубинном сходстве с Москвой, где все пронизано историческими реминесценциями.
Полное отрицание современниками историчности Петербурга было внутренне связано с кризисом классицизма, когда «итальянская архитектура» была признана чуждой северному климату с легкой руки А. Шлегеля и его русских последователей ".
Можно сказать, что вся вторая половина XIX в. была окрашена нередко неосознанным стремлением «русифицировать» Петербург и «европеизировать» Москву, что, однако, не могло привести к нивелировке облика обеих столиц. С другой стороны, Москва впервые предстала в эту эпоху не только как воплощение историзма, но и как столица, более родственная другим древним европейским столицам, нежели «самый европейский» из русских городов - Петербург.
Казалось бы, первая аналогия, которая должна была возникнуть, например, у А. С. Хомякова при виде Лондона с его грандиозными мостами через Темзу и нарядными набережными, строго симметричными классическими ансамблями и просторными площадями, - это аналогия с Петербургом, а не с Москвой. Однако это сходство с Петербургом было скорее внешним, а не внутренним, глубинным. Внутреннее же сходство Лондона с Москвой заключалось в том, что обе эти столицы представали как воплощение исторических традиций, народных и национальных начал, которые нередко носили подчеркнуто консервативный характер.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Современное искусство

«Вовлечение» - акт чувственного уподобления реальности. Зритель…

Универсальность человека и универсальность искусства

И бесконечность белого листа быстро «окопечивается»; я кладу на него…

Народное восприятие мира как ритма и цикла

Народное восприятие мира как ритма и цикла запечатлелось в многоликом…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…