Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Масленичные гулянья

Автор: Виктор Анацкий | Категория: Культура XIX века

По существу, до конца XIX в. определяющим было стремление преодолеть, «замаскировать» регулярную правильность планировки Петербурга, заполнить безбрежные пространства площадей, придать ему менее официальный, менее парадный, более «партикулярный» характер.

Это достигалось, с одной стороны, застройкой многих «плацов», в центре которых нередко ставились новые византийские соборы, а с другой - озеленением центральных площадей, где разбивались сады и скверы. 8 июля 1874 г. был торжественно открыт сад на Адмиралтейской площади. Это нововведение, по существу, было близко к тем преобразованиям, которые осуществлялись в древних европейских столицах, где на месте древних валов и укреплений устраивались парки и бульвары. Замена цепи площадей парком радикальным образом изменяла пространственный образ Петербурга, приближая его к зеленой Москве и другим европейским столицам. Это было проявлением качественно новой градостроительной эстетики, изменившей восприятие классических ансамблей и смягчившей регулярность классической планировки, что повело за собой и изменения в повседневном «наполнении» городских пространств Петербурга. Вместо плац-парадов центральные озелененные площади стали местом для прогулок и праздничных гуляний.
Хотя масленичные гулянья были традиционными для всей России, именно в Петербурге они играли особую роль, демонстрируя ту свободу сочетания разных архитектурных «стилей», которой так недоставало новой столице. Может быть, именно традиция масленичных балаганов на Марсовом поле подсказала идею устройства здесь первой Мануфактурной выставки 1870 г., над которой работал архитектор В. Гартман. Хотя задуманные им сооружения, и в частности Народный театр, не были осуществлены в натуре (Мануфактурная выставка расположилась на территории Соляного городка), самая идея трансформации городского пространства путем устройства временных сооружений была необычайно симптоматична для той эпохи. Именно в этом направлении развивались наиболее органично и поиски «русского стиля», поскольку они опирались на традицию масленичных сооружений, имевшуюся уже в Петербурге.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Эстетики автономности

В отличие от движения Бури и натиска, которому не удалось…

Сфера социальной памяти

Сфера социальной памяти, как и индивидуальная психика, какое-то время…

Архитектура художественного мира Екатерины Белокур

Как сказочная птица Феникс возрождается в каждом новом зрителе.…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…