Автор: Виктор Анацкий | Категория: Культура XIX века
Появление такой статьи было очень симптоматичным. Не только внимание к новостям архитектурной жизни, но и растущий интерес к образу города отличали всю вторую половину XIX в. И если в путевых заметках русских писателей архитектура все же занимала лишь одно из важных мест, то В. В. Стасов впервые предпринял попытку дать специальный архитектурный очерк главнейших европейских столиц, постоянно имея в виду те художественные процессы, которые происходили и в русской архитектуре.
Архитектурные воззрения В. В. Стасова представляют собой поистине неисчерпаемую тему для специальных исследований. Здесь хотелось бы лишь подчеркнуть, что не раз отмечаемые противоречия в его взглядах имели в своей основе не только индивидуальные особенности его критической мысли, но и противоречивую природу современной ему архитектуры. Неорганичность сочетаний современных конструкций и столь любимой Стасовым «орнаментистики» не могла не пройти для него незамеченной. Но в одних случах он пытался оправдать ее органичностью декоративных материалов - например, дерева или керамики, - в других же был решительным противником попыток украшения металлических конструкций.
Приветствуя появление многочисленных парижских пассажей и такого новаторского сооружения, как Центральный рынок в Париже, Стасов, например, с возмущением писал о другом сооружении того же автора - церкви Августина: «Вся церковь построена почти исключительно из стекла и железа, но нельзя довольно надивиться безвкусию и анти-художественности масс, ординарности купола, бесхарактерной смеси готических мотивов»
← Архитектурные воззрения | Прогулка по бульварам → |
---|