Автор: Виктор Анацкий | Категория: Культура XIX века
Более органичными были попытки окружить Петербург цепью монастырских комплексов в «русском стиле», которые должны были служить как бы связующим звеном между новой северной столицей и древнерусским зодчеством и русскими северными городами. Приближение их к Петербургу должно было создавать вокруг него более привычный традиционный пейзаж, связанный с древними преданиями.
Наиболее ярким примером стремления к возрождению традиций древнерусского зодчества были достаточно теперь известные монастырсхие постройки на острове Валаам. Важно отметить, что здесь А. М. Горностаев впервые создал самые разные образцы церковного и гражданского каменного и деревянного зодчества в «русском стиле», которые послужили основой для дальнейших стилевых поисков. Особенностью этих сооружений была их органическая связь с северным пейзажем, что создавало особую, эмоционально окрашенную, поэтическую среду, почти неотличимую от подлинных древних монастырей.
Эта своеобразная «русификация» архитектурного пейзажа Петербурга и его окружения не могла, однако, существенно изменить общий характер города. Более заметным и существенным было постепенное изменение в наполнении городского пространства, где связь с национальными традициями в особенности явственно обнаруживалась в дни праздничных гуляний.
«Масленица в Петербурге довольно любопытна. Движение и пестрота на улицах необыкновенные. На тротуарах Невского проспекта толпы, на широком его проспекте взад и вперед снуют разнообразные экипажи, а за Полицейским мостом почти нет проезду. . . Только на масленице Невский проспект является оригинальным, и вы, толкаясь между этой праздничной толпой и глядя кругом, действительно чувствуете себя в русском городе. Вся эта масса народа в экипажах и пешком. . . направляется к горам и балаганам на Адмиралтейскую площадь» \ - отмечал в конце 1850-х годов журнал «Современник».
← Масленица в Петербурге | Подворье, построенное А. М. Горностаевым → |
---|