Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Аналогии с историческими прототипами

Автор: Виктор Анацкий | Категория: Культура XIX века

«Старые камни» Западной Европы были «своими» для русских современников, но несравненно более сложным был вопрос о соотношении с ними собственных «камней» и собственных старых городов.

Если в представлении иностранцев крупнейшие русские города, а в особенности Москва и даже Петербург, казались не вполне европейскими благодаря чисто внешним особенностям их облика, то для русских современников они были гораздо более сопоставимы с европейскими столицами, нежели друг с другом.
«Ничто в мире не существует напрасно: если у нас две столицы - значит, каждая из них необходима, а необходимость может заключаться только в идее, которую выражает каждая из них. И потому Петербург представляет собою идею, Москва - другую. В чем состоит идея того и другого города, это можете узнать, только проведя параллель между тем и другим. И потому мы не раз еще, говоря о Петербурге, будем обращаться и к Москве», - писал в 1845 г. В. Г. Белинский.
Внутреннее противостояние этих городов стало фактом русской культуры, по существу, с момента закладки города на Неве, местоположение которого по своим природным очертаниям довольно близко напоминало топографию излюбленного Петром Амстердама. Но в течение всего XVIII в. Петербург все более отличался своим архитектурным обликом от подлинного Амстердама, пока наконец совсем перестал хоть чем-то его напоминать. В то же время он не приблизился по характеру и к старинным русским городам, и к историческим европейским столицам, отличаясь от них тем отсутствием стилевых напластований, которые приобретаются только древней историей.
С другой стороны, в течение полутора столетий все более очевидным становилось, что заложенный при основании абрис генерального плана Петербурга, смутно навеянный очертаниями Амстердама с причудливым и сложным рисунком его гавани, оказался изначально столичным, соответствующим по заданному масштабу пространства крупнейшим древним столицам Западной Европы.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Действительность в оппозиции

Для музыканта европейской ориентации все это своего рода фольклор,…

Роль искусства в деле эстетического воспитания

Искусство живет в процессе создания, репродуцирования, тиражирования,…

Исторические предпосылки движения духовной культуры

Кризисом будет дан толчок развитию искусства к открытости, к…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…