Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Аналогии с историческими прототипами

Автор: Виктор Анацкий | Категория: Культура XIX века

«Старые камни» Западной Европы были «своими» для русских современников, но несравненно более сложным был вопрос о соотношении с ними собственных «камней» и собственных старых городов.

Если в представлении иностранцев крупнейшие русские города, а в особенности Москва и даже Петербург, казались не вполне европейскими благодаря чисто внешним особенностям их облика, то для русских современников они были гораздо более сопоставимы с европейскими столицами, нежели друг с другом.
«Ничто в мире не существует напрасно: если у нас две столицы - значит, каждая из них необходима, а необходимость может заключаться только в идее, которую выражает каждая из них. И потому Петербург представляет собою идею, Москва - другую. В чем состоит идея того и другого города, это можете узнать, только проведя параллель между тем и другим. И потому мы не раз еще, говоря о Петербурге, будем обращаться и к Москве», - писал в 1845 г. В. Г. Белинский.
Внутреннее противостояние этих городов стало фактом русской культуры, по существу, с момента закладки города на Неве, местоположение которого по своим природным очертаниям довольно близко напоминало топографию излюбленного Петром Амстердама. Но в течение всего XVIII в. Петербург все более отличался своим архитектурным обликом от подлинного Амстердама, пока наконец совсем перестал хоть чем-то его напоминать. В то же время он не приблизился по характеру и к старинным русским городам, и к историческим европейским столицам, отличаясь от них тем отсутствием стилевых напластований, которые приобретаются только древней историей.
С другой стороны, в течение полутора столетий все более очевидным становилось, что заложенный при основании абрис генерального плана Петербурга, смутно навеянный очертаниями Амстердама с причудливым и сложным рисунком его гавани, оказался изначально столичным, соответствующим по заданному масштабу пространства крупнейшим древним столицам Западной Европы.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Исторический опыт

Исторический опыт свидетельствует, что каждой исторической эпохе…

Современная философская мысль

По самим своим онтологическим свойствам он плохо соответствует…

Методологическое значение

В этой связи возникают по меньшей мере три вопроса, на которые мы…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…