Автор: Евгений Мраморов | Категория: Искусство
Овещнение - так называется разъедающий нравственность и уродующий все человеческое феномен измерения человека вещью. Феномен этот не так прост, крепко замаскирован хвалеными свободами морального сознания. А на деле царствует Вещь.
Художник-модернист не заметит овещнения. Художник-реалист попытается в груде блестящих упаковок ее величества Вещи найти человека. Мы наблюдаем интересную картину, как официальная, санкционированная обществом Вещи нравственность легко вписывается в мифологическую структуру. Буржуазные идеологи попросту создают новый миф - иллюзорную игру в человека, с конституцией, флагом республики и прочими атрибутами. Художник-реалист использует универсализм мифа как средство интерпретации реальных отношений - противоречий, а не иллюзорных представлений. И, благодаря первобытной простоте мифологических обращений, рисует яркую картину превращения человека в вещь и наоборот. В качестве образца демистификации буржуазных идеалов может послужить кинофильм Федерико Феллини «Репетиция оркестра».
Но художник может задаться проблемой реализации в искусстве высшей нравственности, понятой в масштабах земных или даже космических измерений. Это нисколько не значит, что художник игнорирует социально-политическую реальность, но он хочет найти пределы человеческому духу, показать его грандиозные вершины. А чтобы их показать, нужна дистанция, начало движения, наконец, нужна противоположность, которая поможет найти искомые вершины. Такой отрицательной противоположностью является мифологическое сознание, когда по существу еще нет свободы, а все - сплошь необходимость, когда вещь и человек сплошь равны друг другу.
Фильм Федерико Феллини «Репетиция оркестра» трудно поддается однозначному истолкованию, пожалуй, это один из самых сложных его фильмов, фильм-размышление, фильм афористически философский. Образы фильма многозначны, отягощены музыкальной символикой, историческими ассоциациями.
← Художник-реалист | Отношение человека и мира в мифе → |
---|