Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Постоянное сопоставление Петербурга

Автор: Виктор Анацкий | Категория: Культура XIX века

Известно, как ждал открытия этой железной дороги В. Г. Белинский, сколько надежд он с ней связывал. Более скептически относились к этому нововведению В. Ф. Одоевский и в особенности А. И. Герцен. «Пророчат теперь железную дорогу между Москвой и Петербургом. Давай бог! Чрез этот канал Петербург и Москва взойдут под один уровень, и, наверно, в Петербурге будет дешевле икра, а в Москве двумя днями раньше будут узнавать, какие номера иностранных журналов запрещены» , - писал он саркастически в 1842 г. Еще ранее о слиянии обеих столиц мечтал B. Ф. Одоевский, писавший в своей утопии «4338-й год»:

«Что за город, любезный товарищ! Что за великолепие, что за огромность. Пролетая через него, я верил баснословному преданию, что здесь некогда были два города, из которых один назывался Москвою, а другой собственно Петербургом, и они были отделены друг от друга едва ли не стеною. Действительно, в той части города, которая называется Московскою и где находятся величественные остатки древнего Кремля, есть в характере архитектуры что-то особенное» .
Эта фантастическая картина, которая в наше время кажется не столь уж утопической, во многом предугадывала будущее стремление к сближению обеих столиц. При этом их различия стали видеться совсем в другом, нежели несколькими десятилетиями ранее. В начале 1860-х годов Петербург, до этого поражавший своим единством, стал как бы «расщепляться» в восприятии современников, в Москве же они все более начинают ценить живописную зрелищность.

«Петербург, бесспорно, имеет более великолепных зданий, дворцов, мостов, огромных памятников, но все они группированы так, что, представляя каждый в отдельности великолепное зрелище, никогда не могут быть соединены в цельную гармоническую картину, составить панорамический вид: для того, чтоб испытать какое-нибудь впечатление, петербургские громады надо смотреть вблизи, рассматривать их подробности, удивляться частностям.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Общесоциологический подход

В этом случае каждый из перечисленных подходов должен претерпеть…

Главные духовные принципы

Искусство тем не менее выступило сферой, где созрели и воплотились…

Искусство и жизнь

Исконная способность искусства - давать образ «начала», звать к…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…