Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Постоянное сопоставление Петербурга

Автор: Виктор Анацкий | Категория: Культура XIX века

Известно, как ждал открытия этой железной дороги В. Г. Белинский, сколько надежд он с ней связывал. Более скептически относились к этому нововведению В. Ф. Одоевский и в особенности А. И. Герцен. «Пророчат теперь железную дорогу между Москвой и Петербургом. Давай бог! Чрез этот канал Петербург и Москва взойдут под один уровень, и, наверно, в Петербурге будет дешевле икра, а в Москве двумя днями раньше будут узнавать, какие номера иностранных журналов запрещены» , - писал он саркастически в 1842 г. Еще ранее о слиянии обеих столиц мечтал B. Ф. Одоевский, писавший в своей утопии «4338-й год»:

«Что за город, любезный товарищ! Что за великолепие, что за огромность. Пролетая через него, я верил баснословному преданию, что здесь некогда были два города, из которых один назывался Москвою, а другой собственно Петербургом, и они были отделены друг от друга едва ли не стеною. Действительно, в той части города, которая называется Московскою и где находятся величественные остатки древнего Кремля, есть в характере архитектуры что-то особенное» .
Эта фантастическая картина, которая в наше время кажется не столь уж утопической, во многом предугадывала будущее стремление к сближению обеих столиц. При этом их различия стали видеться совсем в другом, нежели несколькими десятилетиями ранее. В начале 1860-х годов Петербург, до этого поражавший своим единством, стал как бы «расщепляться» в восприятии современников, в Москве же они все более начинают ценить живописную зрелищность.

«Петербург, бесспорно, имеет более великолепных зданий, дворцов, мостов, огромных памятников, но все они группированы так, что, представляя каждый в отдельности великолепное зрелище, никогда не могут быть соединены в цельную гармоническую картину, составить панорамический вид: для того, чтоб испытать какое-нибудь впечатление, петербургские громады надо смотреть вблизи, рассматривать их подробности, удивляться частностям.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Лепка мизансцены

Конечно, городская площадь чересчур велика для сцены, но ее…

Опора искусствознания на марксистскую культурологию

Научное понимание аксиологического статуса культуры даст…

Масштабы измерений образа

A. Фадеева, уже упомянутые фильмы А. Довженко, такие монументальные…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…