Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Полное отрицание современниками историчности Петербурга

Автор: Виктор Анацкий | Категория: Культура XIX века

Постоянное сопоставление Петербурга с Москвой ярче высвечивало ч особенности того и другого города. Противостояние обеих столиц стало одной из важных тем в художественной культуре второй половины XIX в. Но если ближе к середине XIX в. определяющей была подчеркнутая дифференциация облика обеих русских столиц, то в дальнейшем наметилась тенденция к их сближению.

Этому способствовали и чисто технические возможности, позволившие с открытием в 1851 г. железной дороги между Москвой и Петербургом «перенестись» из города в город почти за сутки, а не за трое суток, как это было при переезде по шоссе через Новгород и Тверь на дилижансе ш. Передвижение на лошадях делало более наглядным огромное по тем временам расстояние, разделявшее обе столицы. При этом, судя по отзывам современников, впечатления, получаемые при поездке из Петербурга в Москву, были менее контрастными, нежели при путешествии в обратном направлении, что было вполне психологически оправданным.
Обаяние Петербурга было настолько сильным, что, даже отрицая поздний классицизм с его жесткой регламентацией, писатели, поэты и художники не могли не видеть гармонии северной столицы. При всей ненависти
A. И. Герцена к официальному, казенному, чиновничьему Петербургу восхищение им как одним из «самых красивых городов в мире» не противоречило тому, что он говорил о Петербурге как о воплощении самодержавия.
После открытия железной дороги естественная адаптация, которая была возможной при трехдневном путешествии, сменилась вполне сознательными приемами, психологически сближающими обе столицы. Архитектурно нейтральные, почти одинаковые, созданные одним архитектором постройки железной дороги, и прежде всего вокзалы крупных станций - Твери, Бологого, Малой Вишеры, где были длительные остановки для завтрака, обеда и ужина пассажиров, зрительно как бы связывали обе конечные станции. Это впечатление усиливалось тем, что и вокзалы в обеих столицах были почти идентичными по архитектуре, что способствовало менее заметному «переходу» из одного города в другой.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Буржуазное общество

Овещнение - так называется разъедающий нравственность и уродующий все…

Советское искусство

Специальным декретом Совнаркома от 12 апреля 1918 года намечено снять…

Восприятия и изображения действительности

Следовательно, фольклорная эпичность и эпизация, понятая как поле…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…