Автор: Виктор Анацкий | Категория: Культура XIX века
Лишь одним из объяснений может служить то, что сооружение этого здания, постепенно выраставшего в низине на берегу Москвы-реки, в непосредственной близости с Кремлем, задало новый, столичный, «европейский» масштаб древней Москве.
Одной из особенностей архитектуры храма Христа Спасителя, несмотря на типичную для «византийского стиля» и для архитектурных вкусов того времени дробность в отделке и членении фасадов, была цельность архитектурных масс и выразительность силуэта купола, который был виден при приближении издалека и играл в панораме Москвы ту же роль, что и купола Исаакиевского собора в Петербурге или собора св. Петра в Риме. В то же время здесь отсутствовало впечатление подавляющей грандиозности благодаря именно детализации фасадов, приближающей их к масштабу человека по мере подхода к храму. Эта дробность членений и позволяла выдержать столь близкую дистанцию с Кремлем, где тот же принцип был введен К. Тоном в отделке фасадов Кремлевского дворца и Оружейной палаты.
Несмотря на достаточно замкнутую композицию, а может быть, именно благодаря ей храм Христа Спасителя стал своеобразной высотной доминантой Москвы, своего рода «точкой схода», на которую начали ориентироваться теперь старинные улицы. Этот новый градостроительный центр, новый масштаб не мог не отразиться на всем, что строилось в Москве в последней четверти XIX в.
Почти столь же большое влияние на последующее строительство в «русском стиле» оказало проектирование и осуществление другого почти столь же грандиозного, но уже общественного гражданского сооружения новой Москвы, а именно здания Исторического музея.
Анализу и истории воздвижения этого здания посвящено достаточно большое число исследований Здесь хотелось бы коснуться лишь некоторых, наименее известных сторон, имеющих отношение к избранной теме. Дело в том, что в Москве впервые сооружалось крупное общественное здание - музей в «русском стиле». Правда, прецедент в виде Оружейной палаты Кремля, недавно построенной К. Тоном, уже существовал и самая идея сооружения музея в «византийском стиле» была уже привычной для эклектики.
← Анализ и истории воздвижения | Дальнейшее развитие → |
---|