Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Суть портретных образов Крамского

Автор: Елена Малышева | Категория: Культура XIX века

Тема, обозначенная в заглавии настоящего тома, почти не представлена в сфере музыковедения. В разного рода «Историях русской музыки», в исследованиях о русских композиторах-классиках, в мемуарной литературе можно, конечно, найти немало проницательных замечаний о связи тех или иных художественных открытий с событиями эпохи, с ее идейными движениями, с процессами, происходившими одновременно в других искусствах.

Но даже проделав грандиозный труд по отбору и организации таких материалов в некую «сводку», нам, по всей вероятности, не удастся получить сколько-нибудь удовлетворительный ответ на вопрос: какой образ мира, России, человека в России и в мире создает русская музыкальная классика второй половины XIX столетия.
В первые десятилетия нашего века, когда отечественное искусство уже почувствовало свою отделенность от предшествующего периода, свою принадлежность новому времени, музыкальную классику почитали, опровергали, преодолевали, но она была еще слишком близка. Напомним: «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова - 1907 год; последнее, незавершенное произведение М. А. Балакирева (Фортепианный концерт) - 1909. В 1920-е годы «мировоззренческие» вопросы ставились активно, но решались преимущественно в упрощенно-социологическом плане. Впоследствии общеупотребительным являлось истолкование музыкальной культуры второй половины XIX в. (особенно 60-70-х годов) как некоего идейного монолита, прямо и едва ли не буквально запечатлевшего революционные идеи и боевой дух эпохи освобождения крестьян, - следовательно, ответ на вопрос снова подразумевался сам собой. Ближе к нашим дням монолит начал распадаться. Однако главная трудность не в этом: ряд причин как социально-исторического, так и музыкально-культурного характера (среди последних, например, открытие новых, экзотических для слушателя историко-культурных слоев - от XVIII столетия вглубь, а в пределах XIX в. - нарастающий «мусоргскоцентризм») привел не только к отсутствию современных осмыслений творчества большинства композиторов-классиков, но и к исчезновению значительной части классического музыкального наследия из слухового сознания даже профессионалов.

Добавить комментарий

Заполняя и отправляя данную форму отправки сообщения, вы принимаете и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.

Защитный код Обновить

Случайные статьи

Предметы культуры и индивиды

В предметах культуры представлена не любая социальная (вне…

Личностное начало в жизни общества

В негативно же оцениваемых состояниях оно не усматривает культуры и…

Орнаментально-ритмическая система

Исследователи говорят об этом периоде как об общеевропейском…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…