Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Суть портретных образов Крамского

Автор: Елена Малышева | Категория: Культура XIX века

Тема, обозначенная в заглавии настоящего тома, почти не представлена в сфере музыковедения. В разного рода «Историях русской музыки», в исследованиях о русских композиторах-классиках, в мемуарной литературе можно, конечно, найти немало проницательных замечаний о связи тех или иных художественных открытий с событиями эпохи, с ее идейными движениями, с процессами, происходившими одновременно в других искусствах.

Но даже проделав грандиозный труд по отбору и организации таких материалов в некую «сводку», нам, по всей вероятности, не удастся получить сколько-нибудь удовлетворительный ответ на вопрос: какой образ мира, России, человека в России и в мире создает русская музыкальная классика второй половины XIX столетия.
В первые десятилетия нашего века, когда отечественное искусство уже почувствовало свою отделенность от предшествующего периода, свою принадлежность новому времени, музыкальную классику почитали, опровергали, преодолевали, но она была еще слишком близка. Напомним: «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова - 1907 год; последнее, незавершенное произведение М. А. Балакирева (Фортепианный концерт) - 1909. В 1920-е годы «мировоззренческие» вопросы ставились активно, но решались преимущественно в упрощенно-социологическом плане. Впоследствии общеупотребительным являлось истолкование музыкальной культуры второй половины XIX в. (особенно 60-70-х годов) как некоего идейного монолита, прямо и едва ли не буквально запечатлевшего революционные идеи и боевой дух эпохи освобождения крестьян, - следовательно, ответ на вопрос снова подразумевался сам собой. Ближе к нашим дням монолит начал распадаться. Однако главная трудность не в этом: ряд причин как социально-исторического, так и музыкально-культурного характера (среди последних, например, открытие новых, экзотических для слушателя историко-культурных слоев - от XVIII столетия вглубь, а в пределах XIX в. - нарастающий «мусоргскоцентризм») привел не только к отсутствию современных осмыслений творчества большинства композиторов-классиков, но и к исчезновению значительной части классического музыкального наследия из слухового сознания даже профессионалов.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Культурологический подход

Но по мере ее наполнения все труднее оказывается определить сущность…

Эстетика Бури

Чтобы осуществить эту цель, должен быть создан новый тип…

Методологический принцип

Одновременно здесь проявляются очертания нового методологического…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…