Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Работая над своим большим полотном

Автор: Анастасия Полякова | Категория: Культура XIX века

Как и поэты-романтики, Иванов писал природу, ощущая себя ее частью. Но не ночная бездна, не зрелище звездного неба наводили его на мысли о тайнах бытия, а измеряемый глазом и приметами ландшафта земной простор южного дня. Разумеется, в первую очередь такая постановка пластических задач определялась сюжетным замыслом главной картины и самой природой изобразительного искусства, призванного воплощать видимое, осязаемое ".

Но как раз в понимании последнего и сказывалась одна очень важная особенность ивановского подхода к картине мира.

Через всю творческую историю «Явления Христа народу», как ее чувствовал и переживал сам автор, проходят напряженные, сосредоточенные усилия Иванова, пользуясь средствами пластического языка, осуществить и овеществить на полотне слово - и Слово с большой буквы, заключающее в себе символ веры, высший смысл духовных предначертаний человечеству, и просто слово, позволившее сохранить в исторических преданиях реалии далекого прошлого.

Точнее говоря, свою главную задачу художника-творца Иванов видел в том, чтобы и в натурном плане картины, и в пластических образах действующих лиц продемонстрировать зрителю особый путь самоосуществления слова или, выражаясь теперешним языком, раскрыть особый род его инобытия.

А. С. Хомяков, видевший полотно в те недолгие дни, когда оно, привезенное из Италии, было выставлено в Академии художеств, считал, что Иванов «устранил себя из своей картины и хотел, чтобы предмет сам перешел на полотно, посредством какой-то духовной дагерротипии, при которой исчезает самая личность художника» ?.

Нетрудно понять, что за этим утверждением, если понимать его буквально, стоял образ религиозного живописца, восприемника евангелиста Луки, изображающего то, что ему внушается волею всевышнего.

Речь шла, иными словами, не о какой-либо творческой пассивности, а, наоборот, о высшем напряжении всех душевных сил мастера. Романтическая легенда здесь тесно связалась с реальными чертами художнического подвига Иванова.

Но в приведенной характеристике самого акта творчества заключалась и оценка его результатов, оценка, фиксирующая некоторые действительно существенные образно-пластические особенности главного ивановского творения.

Добавить комментарий

Заполняя и отправляя данную форму отправки сообщения, вы принимаете и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.

Защитный код Обновить

Случайные статьи

Поиски идеального духовного содержания

Противоречие романтизма между сущим и должным, отмечаемое многими…

Сфера материального и духовного производства

Нам представляется убедительным противопоставление абстрактного…

Недостаток работ по истории культуры

Ведь он требует сопоставления с жизненными реалиями прежде всего…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…