Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Сложная диалектика изобразительного искусства

Автор: Елена Малышева | Категория: Культура XIX века

Сложная диалектика изобразительного искусства второй половины XIX в., русского в особенности, заключалась среди прочего в том, что портрет - вид творчества, основанный на очень конкретных, личных отношениях художника к натуре, - часто на деле оказывался жанром, глубже других опосредованным мировоззрением эпохи, ее философско-религиозными взглядами, ее поэтической «мифологией».

Применительно к работам Крамского можно даже воспользоваться без особой натяжки определением - «идеологический портрет». В подобном определении будет мало нового, если эту повышенную идеологичность видеть лишь в иконографической значимости портретной галереи Крамского и в «типовой» характеристике моделей. И то, и другое действительно было во многом основою общественно-культурного статуса этих произведений. Сам состав портретируемых лиц часто предопределял роль картин Крамского как зеркала эпохи, как живописного памятника ее выдающимся людям. Идеологией своего времени и ее нравственными представлениями были движимы зрители, высоко оценивая явленный на этих портретах интеллектуальный тип человека-подвижника, человека-однодума, человека-борца. Но «идеологическими портретами» эти работы можно назвать в еще одном смысле, для нашей главы едва ли не самом главном.
Суть портретных образов Крамского, возможно, заключается как раз в том, что в них насквозь идеологична личность, именно она сама по себе становится предметом наиболее глубоких и сложных рефлексий художника. Почти на сакральном уровне ведется напряженный диалог между автором и его моделями, диалог, в котором по-человечески внятно звучит лишь один голос, голос создателя портретов. И Н. А. Некрасов, и Лев Толстой, и П. М. Третьяков, и М. Е. Салтыков-Щедрин выглядят на этих полотнах выключенными не просто из повседневного быта, но даже и из самой жизненной стихии, и кажется именно потому их душевный мир способен конденсировать в себе энергию аналитической мысли Крамского, быть одновременно и ее стимулом и ее проводником. Глядя на портреты Крамского с этой точки зрения, в них можно обнаружить свойства, родственные иконе, если разуметь под этим словом не только предмет культового обихода, но и особый род вопрошаемого и вопрошающего искусства, искусства мифологизированного, ищущего прямую связь между жизненным самочувствием личности и духовным мироустройством.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Целостность искусства

Творцом считался этот «Ты», который уже обожествлялся и, будучи очень…

Фольклор как народная мудрость

Фольклор как народная мудрость - это коллективное сознание, еще не…

Мифология как способ мышления и миросозерцания

Мифология как способ мышления и миросозерцания, адекватный…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Театральная деятельность Станиславского

Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…