Автор: Елена Малышева | Категория: Культура XIX века
Сложная диалектика изобразительного искусства второй половины XIX в., русского в особенности, заключалась среди прочего в том, что портрет - вид творчества, основанный на очень конкретных, личных отношениях художника к натуре, - часто на деле оказывался жанром, глубже других опосредованным мировоззрением эпохи, ее философско-религиозными взглядами, ее поэтической «мифологией».
Применительно к работам Крамского можно даже воспользоваться без особой натяжки определением - «идеологический портрет». В подобном определении будет мало нового, если эту повышенную идеологичность видеть лишь в иконографической значимости портретной галереи Крамского и в «типовой» характеристике моделей. И то, и другое действительно было во многом основою общественно-культурного статуса этих произведений. Сам состав портретируемых лиц часто предопределял роль картин Крамского как зеркала эпохи, как живописного памятника ее выдающимся людям. Идеологией своего времени и ее нравственными представлениями были движимы зрители, высоко оценивая явленный на этих портретах интеллектуальный тип человека-подвижника, человека-однодума, человека-борца. Но «идеологическими портретами» эти работы можно назвать в еще одном смысле, для нашей главы едва ли не самом главном.
Суть портретных образов Крамского, возможно, заключается как раз в том, что в них насквозь идеологична личность, именно она сама по себе становится предметом наиболее глубоких и сложных рефлексий художника. Почти на сакральном уровне ведется напряженный диалог между автором и его моделями, диалог, в котором по-человечески внятно звучит лишь один голос, голос создателя портретов. И Н. А. Некрасов, и Лев Толстой, и П. М. Третьяков, и М. Е. Салтыков-Щедрин выглядят на этих полотнах выключенными не просто из повседневного быта, но даже и из самой жизненной стихии, и кажется именно потому их душевный мир способен конденсировать в себе энергию аналитической мысли Крамского, быть одновременно и ее стимулом и ее проводником. Глядя на портреты Крамского с этой точки зрения, в них можно обнаружить свойства, родственные иконе, если разуметь под этим словом не только предмет культового обихода, но и особый род вопрошаемого и вопрошающего искусства, искусства мифологизированного, ищущего прямую связь между жизненным самочувствием личности и духовным мироустройством.
← Суть портретных образов Крамского | Залы Третьяковской галереи → |
---|