Автор: Елена Малышева | Категория: Культура XIX века
Перед нами два пути восхождения искусства от отдельного человека к миру, от встречи с конкретной личностью к общему представлению О смысле бытия. И в сближениях между собою, и в решительных расхождениях они очень ясно обозначали сферу поэтических и философско-нравственных интересов русской художественной культуры второй поло-нины XIX в.
В этом силовом поле духовных исканий существовали и другие линии развития портретного творчества. Прямо зависящие и от особенностей художнического дара, и от исторической логики, они могли иногда своей мощью определять главный план русского портретного жанра. Раньше всего здесь должен быть, конечно, упомянут основной корпус портретов Репина - явление, само по себе настолько крупное и настолько многообразное, что его целиком никак нельзя отождествить ни с одной из отмеченных двух тенденций. Но для нашей темы важны именно грани, и на них хочется еще несколько задержаться.
Только что было сказано, что русский портрет изучаемого времени был способом восхождения искусства от отдельного человека к миру. Что касается первого пути, то здесь в равной мере было бы справедливым и обратное утверждение: и Перов в своем «Достоевском», и Крамской в портретах русской интеллигенции, глядя на свои модели, старались прозреть в неповторимых чертах лица, в индивидуальных свойствах характера персонифицированный образ России, а в самом этом образе желали воплотить драматическую судьбу высших ценностей бытия, вселенскую тревогу человеческого духа.
← Сложная диалектика изобразительного искусства | Наша тема → |
---|