Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Общеизвестные крупнейшие творческие достижения русской портретной живописи

Автор: Елена Малышева | Категория: Культура XIX века

Но существовала традиция и совсем иного рода. Стоит помнить, что лучшие произведения русского портрета создавались художниками, никак не ограничивавшимися работою в этом жанре. Известным исключением из этого правила можно считать И. Н. Крамского, портретиста по преимуществу, но и у него писание портретов нередко проходило на фоне его раздумий о сюжете и образах очередного тематического полотна.

На эту разносторонность художнического дара, свойственную крупным мастерам не только России, но и Запада, может быть, и не стоило бы специально обращать внимание, если бы в русской живописи второй половины XIX в. она не носила несколько специфический характер, а именно не заключала бы в себе определенный «портретоцентристский» оттенок. Имеется в виду не количественное преобладание портретного жанра, а сосредоточенный взгляд на концепцию личности, взгляд, рожденный жаждою понять место человеческой мысли и нравственного императива в исторической судьбе России и, стало быть, в общей картине мира.
Исследователи уже отмечали те очевидные случаи, когда пластика портретного образа, выявлявшая и авторское видение модели, и ее объективные свойства, обретала второе содержание, будучи включенной в новую художественную ткань, в новый идейно-образный контекст. Есть сведения, например, о том, что Репин, работая в 1880-е годы над картиной «В одиночном заключении. (Тоска)», изображавшей женщину-узницу, попавшую в камеру за свое участие в революционной борьбе, все время держал перед глазами свой известный портретный этюд П. А. Стрепетовой (1881). Художник не просто вдохновлялся им: глубокая трагическая интонация этого портрета знаменитой русской актрисы помогла одухотворить картинный образ и пластически сформулировать тему человеческого страдания. Еще более значимы переклички между портретами деятелей русской культуры, «властителей дум», созданными Крамским в 1870-е годы, и заглавным образом его картины «Христос в пустыне» (1872).

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Разнообразие потребностей

Ведь живой художественный процесс чаще всего представляет собой…

Масштабы измерений образа

A. Фадеева, уже упомянутые фильмы А. Довженко, такие монументальные…

Суть эксперимента в фольклористике

Экспериментальный момент всегда и изначально присущ…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…