Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Общеизвестные крупнейшие творческие достижения русской портретной живописи

Автор: Елена Малышева | Категория: Культура XIX века

Но существовала традиция и совсем иного рода. Стоит помнить, что лучшие произведения русского портрета создавались художниками, никак не ограничивавшимися работою в этом жанре. Известным исключением из этого правила можно считать И. Н. Крамского, портретиста по преимуществу, но и у него писание портретов нередко проходило на фоне его раздумий о сюжете и образах очередного тематического полотна.

На эту разносторонность художнического дара, свойственную крупным мастерам не только России, но и Запада, может быть, и не стоило бы специально обращать внимание, если бы в русской живописи второй половины XIX в. она не носила несколько специфический характер, а именно не заключала бы в себе определенный «портретоцентристский» оттенок. Имеется в виду не количественное преобладание портретного жанра, а сосредоточенный взгляд на концепцию личности, взгляд, рожденный жаждою понять место человеческой мысли и нравственного императива в исторической судьбе России и, стало быть, в общей картине мира.
Исследователи уже отмечали те очевидные случаи, когда пластика портретного образа, выявлявшая и авторское видение модели, и ее объективные свойства, обретала второе содержание, будучи включенной в новую художественную ткань, в новый идейно-образный контекст. Есть сведения, например, о том, что Репин, работая в 1880-е годы над картиной «В одиночном заключении. (Тоска)», изображавшей женщину-узницу, попавшую в камеру за свое участие в революционной борьбе, все время держал перед глазами свой известный портретный этюд П. А. Стрепетовой (1881). Художник не просто вдохновлялся им: глубокая трагическая интонация этого портрета знаменитой русской актрисы помогла одухотворить картинный образ и пластически сформулировать тему человеческого страдания. Еще более значимы переклички между портретами деятелей русской культуры, «властителей дум», созданными Крамским в 1870-е годы, и заглавным образом его картины «Христос в пустыне» (1872).

Добавить комментарий

Заполняя и отправляя данную форму отправки сообщения, вы принимаете и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.

Защитный код Обновить

Случайные статьи

Послереволюционное развитие искусствознания

Послереволюционное развитие искусствознания проходило под знаком…

Эстетическая избирательность фольклора

Эстетика фольклорного изображения действительности в целом ряде…

Отсутствие арены для политической деятельности

В этом процессе буржуазной эмансипации искусству присваивался…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…