Автор: Елена Малышева | Категория: Культура XIX века
Но существовала традиция и совсем иного рода. Стоит помнить, что лучшие произведения русского портрета создавались художниками, никак не ограничивавшимися работою в этом жанре. Известным исключением из этого правила можно считать И. Н. Крамского, портретиста по преимуществу, но и у него писание портретов нередко проходило на фоне его раздумий о сюжете и образах очередного тематического полотна.
На эту разносторонность художнического дара, свойственную крупным мастерам не только России, но и Запада, может быть, и не стоило бы специально обращать внимание, если бы в русской живописи второй половины XIX в. она не носила несколько специфический характер, а именно не заключала бы в себе определенный «портретоцентристский» оттенок. Имеется в виду не количественное преобладание портретного жанра, а сосредоточенный взгляд на концепцию личности, взгляд, рожденный жаждою понять место человеческой мысли и нравственного императива в исторической судьбе России и, стало быть, в общей картине мира.
Исследователи уже отмечали те очевидные случаи, когда пластика портретного образа, выявлявшая и авторское видение модели, и ее объективные свойства, обретала второе содержание, будучи включенной в новую художественную ткань, в новый идейно-образный контекст. Есть сведения, например, о том, что Репин, работая в 1880-е годы над картиной «В одиночном заключении. (Тоска)», изображавшей женщину-узницу, попавшую в камеру за свое участие в революционной борьбе, все время держал перед глазами свой известный портретный этюд П. А. Стрепетовой (1881). Художник не просто вдохновлялся им: глубокая трагическая интонация этого портрета знаменитой русской актрисы помогла одухотворить картинный образ и пластически сформулировать тему человеческого страдания. Еще более значимы переклички между портретами деятелей русской культуры, «властителей дум», созданными Крамским в 1870-е годы, и заглавным образом его картины «Христос в пустыне» (1872).
← Наша тема | Многообразными были формы бытования портретных произведений → |
---|