Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Многообразными были формы бытования портретных произведений

Автор: Елена Малышева | Категория: Культура XIX века

В той картине мира, которую являла зрителям портретная живопись, «небо» и «землю» соединяли образы людей, с чьей деятельностью общественное сознание прочно ассоциировало национальный облик России и ее исторические судьбы. Лев Толстой, А. И. Герцен, Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов, Владимир Соловьев - вот лишь некоторые главные, воплощенные в искусстве обитатели российского Олимпа, каким представляла его себе мыслящая и народолюбивая часть общества "J. Разумеется, об олимпийском ореоле этих портретных персонажей можно говорить с большой долей условности.

Правда, иногда современники причисляли их к пантеону языческих богов, но это была всего лишь литературная метафора, хотя и многозначительная . Не могли они, понятно, восприниматься и «небожителями» в прямом смысле слова, если иметь в виду христианскую иерархию ценностей, христианское представление о к игре. И все же в миросозидательные усилия русского искусства портретные образы этих людей входили не только своей реальной земной сутью и не только своей социальной типологией. Взятые вместе, они включались в общую философскую картину мироздания как его важнейшая часть, как материальное свидетельство силы и бессилия человеческого духа, обращенного и к «небу» и к «земле» и пытающегося преобразовать действительность по известным ему законам истины, добра и красоты.
Наша тема заставляет коснуться существенной детали. Дело в том, что цеховая «портретная» профессионализация была обычно в эту эпоху уделом авторов заказных салонных изображений, хотя и сплошь и рядом весьма популярных. Здесь были свои знаменитости, свои громкие имена, такие, как С. К. Зарянко, Н. Л. Тютрюмов, И. К. Макаров. Подобные работы претендовали на то, чтобы говорить о человеке от имени эпохи, и в известном смысле эту свою миссию они добросовестно выполняли. Модели в том виде, в каком они предстают в салонных портретах, всегда прочно прикреплены к своему времени, к его обычаям и нравам. Изображенные люди несли на себе именно «печать времени», но они никак не являли собою «образ эпохи». Опиравшаяся не столько на философско-общественное самосознание личности, сколько на ее социальные амбиции, эта очень живучая традиция портретного ремесла имеет к нашей теме довольно косвенное отношение.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Возрастающее разделение труда

Возрастающее разделение труда на пороге между мануфактурой и…

Театральная деятельность Станиславского

Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Тезис о природном основании искусства

За его пределы попытался выйти Винкельман, хотя и он в значительной…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…