Автор: Елена Малышева | Категория: Культура XIX века
В той картине мира, которую являла зрителям портретная живопись, «небо» и «землю» соединяли образы людей, с чьей деятельностью общественное сознание прочно ассоциировало национальный облик России и ее исторические судьбы. Лев Толстой, А. И. Герцен, Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов, Владимир Соловьев - вот лишь некоторые главные, воплощенные в искусстве обитатели российского Олимпа, каким представляла его себе мыслящая и народолюбивая часть общества "J. Разумеется, об олимпийском ореоле этих портретных персонажей можно говорить с большой долей условности.
Правда, иногда современники причисляли их к пантеону языческих богов, но это была всего лишь литературная метафора, хотя и многозначительная . Не могли они, понятно, восприниматься и «небожителями» в прямом смысле слова, если иметь в виду христианскую иерархию ценностей, христианское представление о к игре. И все же в миросозидательные усилия русского искусства портретные образы этих людей входили не только своей реальной земной сутью и не только своей социальной типологией. Взятые вместе, они включались в общую философскую картину мироздания как его важнейшая часть, как материальное свидетельство силы и бессилия человеческого духа, обращенного и к «небу» и к «земле» и пытающегося преобразовать действительность по известным ему законам истины, добра и красоты.
Наша тема заставляет коснуться существенной детали. Дело в том, что цеховая «портретная» профессионализация была обычно в эту эпоху уделом авторов заказных салонных изображений, хотя и сплошь и рядом весьма популярных. Здесь были свои знаменитости, свои громкие имена, такие, как С. К. Зарянко, Н. Л. Тютрюмов, И. К. Макаров. Подобные работы претендовали на то, чтобы говорить о человеке от имени эпохи, и в известном смысле эту свою миссию они добросовестно выполняли. Модели в том виде, в каком они предстают в салонных портретах, всегда прочно прикреплены к своему времени, к его обычаям и нравам. Изображенные люди несли на себе именно «печать времени», но они никак не являли собою «образ эпохи». Опиравшаяся не столько на философско-общественное самосознание личности, сколько на ее социальные амбиции, эта очень живучая традиция портретного ремесла имеет к нашей теме довольно косвенное отношение.
← Общеизвестные крупнейшие творческие достижения русской портретной живописи | Любая «интерьерная» картина → |
---|