Автор: Александр Конищев | Категория: Культура XIX века
Что же касается Васнецова, то его художническим устремлениям к монументальному храмовому искусству, созвучному величию образа «Мирового Христа»", весь этот пласт массовой культуры второй половины XIX в. соответствовал очень мало.
В нем он мог видеть свидетельство стойкости русской православной веры, но в то же время - еще один верный признак упадка подлинной духовной традиции народного творчества.
В этом смысле Васнецов гораздо больше ценил праздничную красоту патриархального крестьянского быта. Архитектурный декор деревенских изб, рукотворная выразительность домашней мебели, пластические формы деревянной посуды - все это в глазах художника значительно полнее выражало поэтический дух народа, его желание возвыситься над земными заботами.
Эта поэзия стала почвою и плотью того «русского стиля», который обычно связывается с творчеством Васнецова и который легко обнаружить в росписях Владимирского собора, причем совсем не только в нарядной красоте в них входящих орнаментально-декоративных частей.
Но стоит сразу же отметить и другое. Ища единения своей философско-художест-венной концепции мира с «народной верою», Васнецов использовал в живописи собора и свой обычный источник вдохновенья - образы русского литературного фольклора. Результат оказался не совсем таким, на который, видимо, рассчитывал автор.
← На академической выставке | Там мечта живет → |
---|