Автор: Елена Малышева | Категория: Культура XIX века
Так же, как необходимо было бы в выявлении эпических основ русского ощущения живописного и живописной культуры говорить о древнерусской иконописи (имеется в виду ныне изданная книга ученого «Русская живопись. Мысли и думы». - М. Р.), так же тут, во введении к русской музыкальной книге, естественно возникает несколько соображений о древнерусской лирико-эпической словесной сфере возвышенных помыслов.
Далее следует глава о самом основном в русской музыке: о понятиях роспева и напевности (песня, песенность, песенное). Далее: отображение русской природы в русской музыке. Дальше: о детях и детском, то есть первобытном музыкальном мышлении и его отражении в русской музыке. Еще дальше: обширная четвертая глава о русских людях, характерах и быте в русской музыке является, что вполне понятно, центральной. В конце - глава о том, как русская музыка рассказывает о чужих странах и людях, и в заключение еще краткое-краткое странствование по русской музыкальной тематике с выходом вместе с песней о Садко в широкий морской путь».
Приведенной цитаты вполне достаточно, чтобы судить как о естественности и красоте асафьевского замысла, так и о невозможности его осуществления кем бы то ни было иным. Только человек, волею судьбы и силою таланта ставший связующим звеном между двумя эпохами отечественной музыкальной культуры, ученик Н. А. Римского-Корсакова, собеседник В. В. Стасова и М. А. Балакирева, друг И. Ф. Стравинского и С. С. Прокофьева, мог писать о русской музыке из кругозоров русской жизни - той жизни, которую он застал, наблюдал и переживал; только музыкант с феноменальной и притом композиторски настроенной слуховой памятью мог совершать такие экскурсы в мир русской оперы, какие мы находим в асафьевских «Симфонических этюдах», и такие пробежки, например, по русским музыкальным «веснам», «осеням», «зимам», какие даны в главе «Природа» из его неосуществленной книги.
← Наш иной путь | Тема, обозначенная в заглавии настоящего тома → |
---|