Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Идя к явлениям музыки из кругозоров русской жизни

Автор: Елена Малышева | Категория: Культура XIX века

Так же, как необходимо было бы в выявлении эпических основ русского ощущения живописного и живописной культуры говорить о древнерусской иконописи (имеется в виду ныне изданная книга ученого «Русская живопись. Мысли и думы». - М. Р.), так же тут, во введении к русской музыкальной книге, естественно возникает несколько соображений о древнерусской лирико-эпической словесной сфере возвышенных помыслов.

Далее следует глава о самом основном в русской музыке: о понятиях роспева и напевности (песня, песенность, песенное). Далее: отображение русской природы в русской музыке. Дальше: о детях и детском, то есть первобытном музыкальном мышлении и его отражении в русской музыке. Еще дальше: обширная четвертая глава о русских людях, характерах и быте в русской музыке является, что вполне понятно, центральной. В конце - глава о том, как русская музыка рассказывает о чужих странах и людях, и в заключение еще краткое-краткое странствование по русской музыкальной тематике с выходом вместе с песней о Садко в широкий морской путь».
Приведенной цитаты вполне достаточно, чтобы судить как о естественности и красоте асафьевского замысла, так и о невозможности его осуществления кем бы то ни было иным. Только человек, волею судьбы и силою таланта ставший связующим звеном между двумя эпохами отечественной музыкальной культуры, ученик Н. А. Римского-Корсакова, собеседник В. В. Стасова и М. А. Балакирева, друг И. Ф. Стравинского и С. С. Прокофьева, мог писать о русской музыке из кругозоров русской жизни - той жизни, которую он застал, наблюдал и переживал; только музыкант с феноменальной и притом композиторски настроенной слуховой памятью мог совершать такие экскурсы в мир русской оперы, какие мы находим в асафьевских «Симфонических этюдах», и такие пробежки, например, по русским музыкальным «веснам», «осеням», «зимам», какие даны в главе «Природа» из его неосуществленной книги.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Светоносные равнины

Специфический колорит локальных, широких живописных масс порождает…

Пик собирательской деятельности

Движимые небезосновательной тревогой за судьбы фольклора в…

Бытовое искусство

Фольклорное искусство является бытовым художеством; и совершенно…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…