Автор: Анастасия Полякова | Категория: Культура XIX века
Такого типа музыкальность живописи рождалась непроизвольно, она существовала внутри той поэтической правды, которая была непосредственно подвластна пластическому языку реалистического искусства. Но существовали и другие случаи, для нашей темы более важные, когда художники сознательно обращались к поэтике музыкальной формы, и это обращение к музыкальным ассоциациям имело вполне определенную цель - сделать картинный образ более универсальным, глубже погруженным в исторические пласты национального самосознания искусства.
Речь идет о «песенности» как о содержательной программе пейзажного образа, диктующей и свою художественную структуру, и свои законы зрительского восприятия картины.
В 1890 г. И. И. Левитан пишет «Тихую обитель». Склонный в те годы к пейзажам-картинам, сохраняющим натурное видение среднерусской природы и вместе с тем открыто, начиная с названия, включающим в пластический образ «мыслительную материю» - философские размышления о человеческой судьбе, о жизни и смерти, о смысле бытия (вспомним его «Владимирку», «У омута», «Над вечным покоем»), художник и на этот раз преследовал ту же цель.
Почти декларативно выглядел избранный мотив - тихая речка, переброшенные через нее мостки и над всем этим в теплом свете заходящего солнца окруженный лесом монастырь. Через два года Левитан возвращается к этой теме и создает новый вариант полотна. Характерным образом трансформируется название картины - «Тихую обитель» заменяет «Вечерний звон».
Трудно установить сейчас, было ли это новое заглавие навеяно одноименной популярной песнью на слова И. И. Козлова, широко бытовавшей в России еще с 830-х годов, или же оно возникло у художника само по себе. Определенно можно сказать лишь одно: литературной программой картины песня стать не могла. Благостный покой, умиротворенность, торжественная сосредоточенность левитановского пейзажного образа были далеки от драматического восприятия жизни автором песенного текста. Но не это главное.
Гораздо важнее то, что, стараясь теперь углубить и расширить собирательный смысл картины и внося ради этого существенные композиционно-пространственные изменения, Левитан включает в условия восприятия картины не только зрительные впечатления, но и звуковые ассоциации.
← Левитан пишет «Тихую обитель» | Особое чувство «края родного» → |
---|