Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Васнецовские мысли

Автор: Александр Конищев | Категория: Культура XIX века

Нет нужды специально распространяться о том, что храмовое искусство, будь то скульптурное убранство готического собора или же роспись древнерусской церкви, по своему прямому назначению призвано было, пользуясь стенами и сводом архитектурного сооружения, воссоздавать картину мироздания, осязательность и наглядность которой подчеркивалась ее реальной пространственностыо и самим способом ее восприятия - пребыванием молящейся публики внутри этого физического пространства храма.

Художественная природа средневекового синтеза искусств основывалась именно на этом стремлении воплотить пластическими средствами целостную картину мира, какой она представлялась верующему человеку, его религиозному чувству.

Монументальное искусство XIX в., в том числе и русское, в той его части, которая была связана с церковными заказами, внешне следовало этой традиции. Внешне - потому, что, продолжая опираться на пространственную систему храмового убранства, целостность картины мира, ее прежняя концепция подверглись к этому времени серьезному испытанию изнутри: и со стороны новых философско-мировоззренческих представлений эпохи, и со стороны самого искусства, все чаще склонного обособляться в сфере своих собственных задач.

С русским искусством второй половины XIX в. хронологически связаны три крупных ансамбля монументальной церковной живописи: Исаакиевский собор в Петербурге (освящен и открыт для публики в 1858 г.), храм Христа Спасителя в Москве (освящение произошло в 1883 г., хотя начат строительством он был еще в конце 1830-х годов) и Владимирский собор в Киеве (освящен в 1896 г.).

Что касается Исаакиевского собора, то и по составу работающих в нем художников, и по времени исполнения основных росписей, и, главное, по их художественным свойствам памятник этот целиком принадлежит первой половине века ".

С академической церковной живописью той же эпохи, с художественными традициями первой половины столетия был связан общий замысел убранства и храма Христа Спасителя и ранний этап его осуществления. Позже участие в росписи собора приняли художники нового поколения, но это привело лишь к тому, что вся система живописного украшения интерьера обрела характер некоей музейной экспозиции, объединившей множество очень разных станковых картин на религиозные темы.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Философия театра кукол

Когда народ хотел что-нибудь представить ярко, по скульптурному…

Проблема методологического конструирования фольклористики

Ее успешное решение обеспечило бы фольклористам выход на новые…

Фольклор как народная мудрость

Фольклор как народная мудрость - это коллективное сознание, еще не…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…