Автор: Анастасия Полякова | Категория: Культура XIX века
По глубине пластически и сюжетно освоенного пространства «Явление Христа народу» - одна из самых «пространственных» картин не только в русской, но и во всей европейской живописи XIX в. С ней могут соперничать в этом отношении, пожалуй, лишь некоторые полотна ранних немецких романтиков, скажем пейзажи Фридриха.
Впрочем, такое сходство не было случайным. Значительность мира определяется масштабом идеи, веры, которыми он движим, - эта заглавная ивановская мысль вполне отвечала миросозидательным принципам романтической эстетики, на ней лежал явный отпечаток немецкой философской традиции. Отсюда следовал прямой вывод: чем крупнее идея, лежащая в основе мирового бытия, тем величественнее природное зрелище, открывающееся взгляду человека.
Александр Иванов, желавший воплотить в одной сцене, выражаясь его собственными словами, «сущность всего Евангелия» , от эскиза к эскизу старался расширить видимые глазу границы неба и земли, идя ради этого даже на некоторое нарушение строгих правил линейной перспективы.
Это живописное освоение пространства было предметом особой заботы художника на протяжении всей его долголетней работы над полотном, в этих занятиях он видел главный залог всего образно-поэтического решения ответственной исторической темы. Очень много сил Иванов потратил на то, чтобы сохранить топографическую достоверность палестинской природы и вместе с тем придать пейзажу некий вселенский характер.
← Фигура Христа | После побоища Игоря Святославича с половцами → |
---|