Автор: Анастасия Полякова | Категория: Культура XIX века
Левитан не пытается выразить это «звуковое» содержание образа декоративно-ритмической организацией полотна - прием, которым несколько позже будут пользоваться художники-символисты для достижения как раз обратной конечной цели - передачи безмолвия и «тишины» всего мироздания. Музыка в его картине разлита в самой природе, и вечерний благовест слышится здесь ее глубоким и органическим воплощением, концентрирующим в себе душевное состояние человека, его веру и надежду.
Приблизительно десятилетием раньше, в 1883 г., другой крупный русский пейзажист - И. И. Шишкин написал картину под названием «Среди долины ровныя. ..». Художник не раз использовал поэтические строки для заглавия своих работ. Известны его более позднее живописное полотно «На севере диком. ..», а также крупный рисунок соусом «Разливы рек, подобные морям».
В последних двух произведениях лермонтовские слова воспринимаются наполовину своеобразным эпиграфом, наполовину литературной канвой изображаемого пейзажного мотива, точнее говоря, его поэтическим одеянием. Несколько иным представляется первый случай, когда художник взял источником своего вдохновения именно песню - стихотворение А. Ф. Мерзлякова.
«Среди долины ровныя.. .» с самого начала сочинялось как песенный текст и, положенное на музыку, вошло в XIX в. в самый широкий бытовой обиход, стало, можно сказать, песенным фольклором. Достаточно вспомнить, что исполнением этой песни открывается действие «Грозы» Островского, песни, слова и мелодия которой как бы дают общую экспозицию душевного самочувствия героев пьесы.
Почти банальная метафора - уподобление человеческой неприкаянности одиноко растущему дереву - могла приобретать в зависимости от способа ее трактовки самый различный смысл. Шишкин использует этот образ для того, чтобы создать эпический пейзаж и наперекор законам поэтики ввести в него иносказательным путем тему судьбы человека.
← Художническая концепция Шишкина | Художники-пейзажисты → |
---|