Автор: Марина Мерц | Категория: Культура
Вальтер Беньямин отметил, что такая концепция автономии стремится изолировать искусство от развивающейся техники (и тем самым от производительных сил). Она, видимо, не случайно как бы передала по наследству следующим поколениям то принципиально антитехническое понимание искусства, которое он клеймил еще в 1931 г. как обывательское, чуждое любым техническим резонам и ощущающее приближение конца с появлением новой техники, - понимание, которое, однако,
в германской духовной истории XX в. еще долго было в ходу.
При ближайшем рассмотрении многие упреки автономной эстетике, выдвигаемые сегодня, в сущности относятся не к ней, а к описанному здесь в основных чертах хотя и одноименному, но по сути лишь отдаленно родственному преемнику XIX столетия.
История художественной культуры может рассматриваться и как разнообразные, непохожие друг на друга периоды неравномерного развития различных видов искусства, и как господство определенного стиля, с наибольшей полнотой выражающего себя преимущественно в одном виде искусства, и как сосуществование и борьба разных стилей, вызревание и господство новых типов художественного мышления, ломка традиций, коренной пересмотр всех выразительных возможностей искусства.
← Вопрос о закономерностях исторической динамики | Эстетический гедонизм → |
---|