Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

А. С. Хомяков

Автор: Анастасия Полякова | Категория: Культура XIX века

Ранее уже говорилось о той особой форме «объективности», к которой сознательно шел Иванов, стараясь передать на полотне «сущность всего Евангелия». «Сделаться жрецом будущей России» и стать просто «живописным вспоминателем прошедших, древних дней» - эти две задачи казались художнику взаимозависимыми, тесно связанными друг с другом.

Воплощению этой «объективности» была подчинена вся живописная концепция «Явления Христа народу» и подготовительных к нему работ. Плоть, не притворяющаяся духом (используем выражение того же Хомякова), - так можно было бы определить искомый пластический модуль, «строительный материал», положенные в основу созидавшейся Ивановым картины мира.

Позже, в 1870-е и в особенности в 1880-е годы, в произведениях русской живописи легко будет увидеть иную плоть - в расцвете живительных сил природы или дряхлеющую, но в любом случае полностью подвластную законам органическойжизни. Иванов тоже старался познать эти законы, и в его художническом энтузиазме было не меньше естествоиспытательской любознательности, чем в творческих интересах, скажем, Шишкина или Репина.

Многочисленные ивановские этюды, пейзажные и портретные, да и сам способ работы над большим полотном не оставляют в этом никакого сомнения. Но в той картине бытия, которую хотел внушить зрителю Иванов, эти законы - лишь неотъемлемая и потому необходимая часть общей величественной тайны мироздания.
Много написано о духовной драме, пережитой Ивановым в последние годы работы над «Явлением Христа народу». В ней сказались серьезная трансформация религиозно-философских убеждений художника и эволюция его общественных взглядов.

Собственные признания Иванова, неоднократно комментировавшиеся, а также его некоторые поздние замыслы позволяют с уверенностью утверждать: кризис этот был видом распутья художника в его поисках картины мира, вмещающей в себя духовную историю человечества перед лицом идеалов и жизненной судьбы русского народа.

В более узкой сфере профессионально-творческих проблем дело касалось разочарования мастера в возможности создания «эпохального» полотна, пользуясь академическими принципами сюжетно-композиционного построения сцены.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Литературоцентристская ориентация видов искусств

Литературоцентристская ориентация видов искусств этого времени как…

Архитектура художественного мира Екатерины Белокур

Как сказочная птица Феникс возрождается в каждом новом зрителе.…

Храмовая архитектура

Но дело в том, что в храмовой архитектуре - это тяжесть особого рода,…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…