Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

А. С. Хомяков

Автор: Анастасия Полякова | Категория: Культура XIX века

Ранее уже говорилось о той особой форме «объективности», к которой сознательно шел Иванов, стараясь передать на полотне «сущность всего Евангелия». «Сделаться жрецом будущей России» и стать просто «живописным вспоминателем прошедших, древних дней» - эти две задачи казались художнику взаимозависимыми, тесно связанными друг с другом.

Воплощению этой «объективности» была подчинена вся живописная концепция «Явления Христа народу» и подготовительных к нему работ. Плоть, не притворяющаяся духом (используем выражение того же Хомякова), - так можно было бы определить искомый пластический модуль, «строительный материал», положенные в основу созидавшейся Ивановым картины мира.

Позже, в 1870-е и в особенности в 1880-е годы, в произведениях русской живописи легко будет увидеть иную плоть - в расцвете живительных сил природы или дряхлеющую, но в любом случае полностью подвластную законам органическойжизни. Иванов тоже старался познать эти законы, и в его художническом энтузиазме было не меньше естествоиспытательской любознательности, чем в творческих интересах, скажем, Шишкина или Репина.

Многочисленные ивановские этюды, пейзажные и портретные, да и сам способ работы над большим полотном не оставляют в этом никакого сомнения. Но в той картине бытия, которую хотел внушить зрителю Иванов, эти законы - лишь неотъемлемая и потому необходимая часть общей величественной тайны мироздания.
Много написано о духовной драме, пережитой Ивановым в последние годы работы над «Явлением Христа народу». В ней сказались серьезная трансформация религиозно-философских убеждений художника и эволюция его общественных взглядов.

Собственные признания Иванова, неоднократно комментировавшиеся, а также его некоторые поздние замыслы позволяют с уверенностью утверждать: кризис этот был видом распутья художника в его поисках картины мира, вмещающей в себя духовную историю человечества перед лицом идеалов и жизненной судьбы русского народа.

В более узкой сфере профессионально-творческих проблем дело касалось разочарования мастера в возможности создания «эпохального» полотна, пользуясь академическими принципами сюжетно-композиционного построения сцены.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Процесс развертывания форм капитализма

Таким образом, мы вновь возвращаемся к очерченной выше диалектике…

Формы проявления массовой художественной инициативы

Фольклор, как народная мудрость, конституируется по признаку прямой…

Недостаток работ по истории культуры

Ведь он требует сопоставления с жизненными реалиями прежде всего…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…