Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Фигура Христа

Автор: Анастасия Полякова | Категория: Культура XIX века

Но крайне важно было и другое. Как уже подчеркивали исследователи, пространственное решение ивановской композиции неотделимо от временной характеристики изображенного на полотне. Более того, именно в последовательном временном развитии раскрывается главная тема картины - тема «явления»: предсказанного, свершившегося и грядущего.

Прямым пластическим выражением этого мотива служит медленно приближающаяся к участникам сцены (и к зрителю тоже) фигура Христа, и длина уже пройденного им пути, а также часть каменистой дороги, которую ему еще предстоит пройти, служат мерою реального отсчета времени. Но время движет и движется не только сюжетом картины, чувством его неотвратимого движения окрашено художническое истолкование всего представленного на полотне зрелища как события духовной истории человечества, имеющей свое прошлое, настоящее и будущее.

Не та застывшая, неподвижная вечность мироздания, которая в себе самой заключает высшую этическую и эстетическую ценность и которую мы видим, скажем, в пейзажах Пуссена, а вечность глубоких исторических коллизий, вечность, непрерывно испытуемая временем, - вот что выходит на передний план в картине Александра Иванова.

Для темы нашей главы необходимо, по-видимому, констатировать два основных момента. Во-первых, стоит отметить, что именно разлитое в картине время объединяет в одно целое зрелищно-пластическую данность изображенной сцены и ее потаенный смысл, документально-историческое содержание события и его религиозную суть.

Иными словами, оно помогает художнику превратить частный вид на мир в многообъемлемую «картину мира». Во-вторых, весьма существенно обратить внимание на то, что представленные на полотне свидетели явления Христа - это люди с разными прошлыми биографиями, но пока еще без судьбы, если понимать под последней предопределенность будущей жизненной участи человека. Их судьба находится, как мы бы теперь сказали, в их собственных руках. И «праведников» и «грешников» художник изобразил в переломный момент их духовного существования - в их воле внять или не внять пророческим словам Иоанна Крестителя, выбрав тем самым свой жизненный путь.

Добавить комментарий

Заполняя и отправляя данную форму отправки сообщения, вы принимаете и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.

Защитный код Обновить

Случайные статьи

Мизансцена

Студенческие мизансцены и сейчас стоят передо мной как изваяния…

Проблема методологического конструирования фольклористики

Ее успешное решение обеспечило бы фольклористам выход на новые…

Лепка мизансцены

Конечно, городская площадь чересчур велика для сцены, но ее…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…