Автор: Анастасия Полякова | Категория: Культура XIX века
Но крайне важно было и другое. Как уже подчеркивали исследователи, пространственное решение ивановской композиции неотделимо от временной характеристики изображенного на полотне. Более того, именно в последовательном временном развитии раскрывается главная тема картины - тема «явления»: предсказанного, свершившегося и грядущего.
Прямым пластическим выражением этого мотива служит медленно приближающаяся к участникам сцены (и к зрителю тоже) фигура Христа, и длина уже пройденного им пути, а также часть каменистой дороги, которую ему еще предстоит пройти, служат мерою реального отсчета времени. Но время движет и движется не только сюжетом картины, чувством его неотвратимого движения окрашено художническое истолкование всего представленного на полотне зрелища как события духовной истории человечества, имеющей свое прошлое, настоящее и будущее.
Не та застывшая, неподвижная вечность мироздания, которая в себе самой заключает высшую этическую и эстетическую ценность и которую мы видим, скажем, в пейзажах Пуссена, а вечность глубоких исторических коллизий, вечность, непрерывно испытуемая временем, - вот что выходит на передний план в картине Александра Иванова.
Для темы нашей главы необходимо, по-видимому, констатировать два основных момента. Во-первых, стоит отметить, что именно разлитое в картине время объединяет в одно целое зрелищно-пластическую данность изображенной сцены и ее потаенный смысл, документально-историческое содержание события и его религиозную суть.
Иными словами, оно помогает художнику превратить частный вид на мир в многообъемлемую «картину мира». Во-вторых, весьма существенно обратить внимание на то, что представленные на полотне свидетели явления Христа - это люди с разными прошлыми биографиями, но пока еще без судьбы, если понимать под последней предопределенность будущей жизненной участи человека. Их судьба находится, как мы бы теперь сказали, в их собственных руках. И «праведников» и «грешников» художник изобразил в переломный момент их духовного существования - в их воле внять или не внять пророческим словам Иоанна Крестителя, выбрав тем самым свой жизненный путь.
← Поставленные вопросы | Александр Иванов → |
---|