Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Фигура Христа

Автор: Анастасия Полякова | Категория: Культура XIX века

Но крайне важно было и другое. Как уже подчеркивали исследователи, пространственное решение ивановской композиции неотделимо от временной характеристики изображенного на полотне. Более того, именно в последовательном временном развитии раскрывается главная тема картины - тема «явления»: предсказанного, свершившегося и грядущего.

Прямым пластическим выражением этого мотива служит медленно приближающаяся к участникам сцены (и к зрителю тоже) фигура Христа, и длина уже пройденного им пути, а также часть каменистой дороги, которую ему еще предстоит пройти, служат мерою реального отсчета времени. Но время движет и движется не только сюжетом картины, чувством его неотвратимого движения окрашено художническое истолкование всего представленного на полотне зрелища как события духовной истории человечества, имеющей свое прошлое, настоящее и будущее.

Не та застывшая, неподвижная вечность мироздания, которая в себе самой заключает высшую этическую и эстетическую ценность и которую мы видим, скажем, в пейзажах Пуссена, а вечность глубоких исторических коллизий, вечность, непрерывно испытуемая временем, - вот что выходит на передний план в картине Александра Иванова.

Для темы нашей главы необходимо, по-видимому, констатировать два основных момента. Во-первых, стоит отметить, что именно разлитое в картине время объединяет в одно целое зрелищно-пластическую данность изображенной сцены и ее потаенный смысл, документально-историческое содержание события и его религиозную суть.

Иными словами, оно помогает художнику превратить частный вид на мир в многообъемлемую «картину мира». Во-вторых, весьма существенно обратить внимание на то, что представленные на полотне свидетели явления Христа - это люди с разными прошлыми биографиями, но пока еще без судьбы, если понимать под последней предопределенность будущей жизненной участи человека. Их судьба находится, как мы бы теперь сказали, в их собственных руках. И «праведников» и «грешников» художник изобразил в переломный момент их духовного существования - в их воле внять или не внять пророческим словам Иоанна Крестителя, выбрав тем самым свой жизненный путь.

Добавить комментарий

Заполняя и отправляя данную форму отправки сообщения, вы принимаете и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.

Защитный код Обновить

Случайные статьи

Судьбы человечества

Мы специально обратились к таким произведениям живописи, которые…

Советские исследователи

Разумеется, все советские исследователи отвергают натуралистические и…

Основополагающее значение понимания сущности

Основополагающее значение для понимания сущности и специфики того…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…