Автор: Елена Малышева | Категория: Культура XIX века
Многообразными были формы бытования портретных произведений в русской художественной жизни и просто в обычном культурном обиходе изучаемого времени. Наряду с пейзажной живописью портрет, казалось, обозначал собою не осложненные авторской волею, открытые отношения художника к окружающему миру, и потому, опять же казалось, мир входил в эти произведения самым простым и естественным путем.
По своей художественной природе сочетая в себе функции «окна» (для художника) и «зеркала» (для модели), а часто совмещая и то и другое (самый показательный случай - распространенный в то время автопортрет), портретное полотно воспринималось почти эталоном реалистической поэтики изобразительного искусства.
Общеизвестны крупнейшие творческие достижения русской портретной живописи второй половины XIX в. В частности, им в очень большой мере были обязаны своим общественным и х-удожественным авторитетом выставки передвижников, в особенности первые из них. Перовские портреты Ф. М. Достоевского, А. Н. Майкова, В. И. Даля, И. С. Тургенева, М. П. Погодина, И. С. Камынина, исполненные Н. Н. Ге портреты М. Е. Салтыкова-Щедрина и Н. А. Некрасова, а также ряд крупных портретных работ И. Н. Крамского - вот, к примеру, какие высокие образцы портретного искусства предстали перед зрителями всего лишь одной, 2-й выставки передвижников, состоявшейся в конце 1872-начале 1873 г. в Москве и Петербурге.
← Многообразными были формы бытования портретных произведений | Неподвижная сосредоточенность Меншикова → |
---|