Автор: Александр Конищев | Категория: Культура XIX века
Во Владимирском соборе тоже работали несколько художников, но там явно главенствовала над всеми творческая воля Васнецова, его понимание национальных традиций церковного искусства. Это было вполне очевидно еще современникам, и впоследствии этот памятник монументальной живописи справедливо вошел в историю художественной культуры как дело васнецовских рук.
Роспись Владимирского собора, если говорить о ней как о целостном живописном ансамбле, подчеркнуто идеологична, хотя и на особый лад. В своем идейном ригоризме она никак не уступает социальной тенденциозности наиболее аскетичных передвижнических работ. В ней господствует твердая идея, определенно откликавшаяся на обостренное историческое и национальное самосознание второй половины XIX в.
Мир церковно-православных образов не только как источник и предмет религиозной веры и не только как поэтическое предание, но и как свыше предопределенный исторический духовный опыт русского народа - такова здесь васнецовская концепция. Правда, в большой мере она была задана детально разработанной тематической программой всего живописного цикла, предложенной художнику его заказчиками, прежде всего А. В. Праховым.
Но Васнецов эту программу не просто с готовностью принял, но еще и внес в нее свои коррективы, усиливающие ее роль путеводителя по духовной истории России. Посетитель, движущийся по центральному нефу собора к алтарю, к доминирующему в храме изображению Богоматери с младенцем, постоянно оказывается окруженным «портретными» образами пророков и отцов церкви, канонизированных деятелей Древней Руси и подвижников русского православия.
← Роспись Владимирского собора | Васнецовские мысли → |
---|