Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Поставленные вопросы

Автор: Анастасия Полякова | Категория: Культура XIX века

В какой мере Иванов, создавая этот картинный образ, утверждал собственную личность, собственное представление о мире и в какой он сознательно ограничивал свою творческую волю ролью посредника между духовными импульсами эпохи и ее искусством? Какова была общественно-психологическая природа двух известных черт творческого самосознания художника - миссионерства и смирения? Или же здесь смирение и есть особый вид осуществления общественной и творческой миссии художника?

Поставленные вопросы могут показаться не совсем идущими к делу, но это не так. Сама природа акта творчества, психологическая и философско-нравственная, становится в ивановскую эпоху не просто предметом повышенного самостоятельного интереса критики. Рассуждения об этой природе ложились в основу своеобразной классификации искусства - по степени желания и способности художника подчинить свои личные усилия выражению высшей, надличной истины. В сфере теоретической мысли подобные взгляды говорили лишь о приверженности их носителей важным принципам романтической эстетики.

Однако они сразу же теряли свой отвлеченно эстетический смысл, будучи включенными в размышления над национальными проблемами культурного развития России, в суждения о конкретных произведениях русской живописи середины XIX в.

«Совопло-титься» с народными представлениями о физическом и духовном смысле бытия - так осознавалась в этом случае пророческая миссия художника, так истолковывался обращенный к нему призыв стать «гласом божьим». «Каждый русский, -записывал Иванов, определяя и нормы своего жизненного существования, и свои творческие принципы, - должен отречься от себя и трудиться, сколько силы достанет, в пользу всего человечества, где более всего его поймут свои, как свежие люди, сохранившие первообразную целость нравов».

Служение людям, искусству и вере становилось единым, неразделимым человеческим долгом.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Исторический опыт

Исторический опыт свидетельствует, что каждой исторической эпохе…

Выявление общекультурной роли актуального вида искусства

Все эти факты ставят перед исследователем вопрос о той роли, которую…

Движение Бури и натиска

Во всяком случае, переход от манеры к стилю, который осуществил Гете…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…