Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Поставленные вопросы

Автор: Анастасия Полякова | Категория: Культура XIX века

В какой мере Иванов, создавая этот картинный образ, утверждал собственную личность, собственное представление о мире и в какой он сознательно ограничивал свою творческую волю ролью посредника между духовными импульсами эпохи и ее искусством? Какова была общественно-психологическая природа двух известных черт творческого самосознания художника - миссионерства и смирения? Или же здесь смирение и есть особый вид осуществления общественной и творческой миссии художника?

Поставленные вопросы могут показаться не совсем идущими к делу, но это не так. Сама природа акта творчества, психологическая и философско-нравственная, становится в ивановскую эпоху не просто предметом повышенного самостоятельного интереса критики. Рассуждения об этой природе ложились в основу своеобразной классификации искусства - по степени желания и способности художника подчинить свои личные усилия выражению высшей, надличной истины. В сфере теоретической мысли подобные взгляды говорили лишь о приверженности их носителей важным принципам романтической эстетики.

Однако они сразу же теряли свой отвлеченно эстетический смысл, будучи включенными в размышления над национальными проблемами культурного развития России, в суждения о конкретных произведениях русской живописи середины XIX в.

«Совопло-титься» с народными представлениями о физическом и духовном смысле бытия - так осознавалась в этом случае пророческая миссия художника, так истолковывался обращенный к нему призыв стать «гласом божьим». «Каждый русский, -записывал Иванов, определяя и нормы своего жизненного существования, и свои творческие принципы, - должен отречься от себя и трудиться, сколько силы достанет, в пользу всего человечества, где более всего его поймут свои, как свежие люди, сохранившие первообразную целость нравов».

Служение людям, искусству и вере становилось единым, неразделимым человеческим долгом.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Музыкологические этюды

В отношении к виртуозной связанности правилами и склонностью к…

Страстный порыв к жизни

Разве не исказило бы оно своей сущности, если бы перестало быть…

Наличие рампы

Созданный им монументальный образ как бы стремится выйти за пределы…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…