Автор: Анастасия Полякова | Категория: Культура XIX века
В дальнейшем русское искусство испытало разные пути, разные способы освоения картины мира - и те, которым Иванов предрекал будущее, и те, которые им решительно отвергались. Если в стилевом отношении русская живопись второй половины XIX в. представляет собою явление относительно целостное, то как раз с точки зрения художественной формулировки вечных вопросов бытия, меры погруженности этих вопросов в жизненную стихию она выглядит необычайно разноречивой.
Прямых наследников у Иванова не оказалось, да их и не могло быть в условиях «новой цивилизации», заставившей Иванова в последние годы его жизни усомниться в правильности избранного им пути. Почти никто из русских художников последующих поколений не был столь озабочен тем, чтобы духовная картина мира обрела свои особые пространственно-временные ориентиры, свой собирательный зрительный образ.
Почти никто не старался столь настойчиво вторгаться средствами искусства в ту сферу миросозидательной деятельности человеческого духа, которая считалась прерогативой философии и религии. Но исключения были, и их надо сразу назвать, чтобы обозначить начальные и конечные пункты развития изучаемой темы. Первое исключение - В. М. Васнецов, художник постоянно сверявший поэтический и визуальный мир своих произведений с коллективным духовным опытом народа, систематизированным и оформленным многовековой национальной традицией.
Второе исключение - М. А. Врубель, начинавший в изучаемое время, но принадлежавший уже новой эпохе. Имя Виктора Васнецова выше уже упоминалось в связи с картинами художника на былинные темы.
Здесь представляется целесообразным сказать о некоторых других сторонах его творчества, о его общих взглядах на созидательные возможности искусства, взглядах, в которых высказался совершенно особый тип русского мастера.
← Имя Виктора Васнецова | А. С. Хомяков → |
---|