Автор: Александр Конищев | Категория: Культура XIX века
В XIX век эти народные представления о вселенной пришли основательно преображенными ремесленными навыками местных иконописных школ и граверных мастерских, бродячих артелей художников-самоучек, бравших подряды на росписи сельских церквей. Необычайно пестрые в художественном отношении, эти работы, если поглядеть на них в социологическом разрезе русской культуры, занимали весьма видное место, став в изучаемую эпоху массовым явлением бытового обихода и города и деревни.
Как неравноценна была сама по себе вся эта изобразительная продукция, так и неоднозначно выявили себя в судьбах русского искусства, в его способах видения и воплощения мира стоявшие за этими массовыми образцами художественные принципы. Известно, например, что некоторые крупные русские художники второй половины XIX в. - назовем В. Г. Перова, И. И. Шишкина, И. Е. Репина - в свои юные годы были погружены в атмосферу провинциальных художественных занятий, где индивидуальные творческие взгляды соседствовали с откровенным ремесленничеством и где пафос просветительских задач совмещался с исполнением церковных заказов.
Как показало будущее, искус, через который прошли эти крупные мастера русского реализма в самом начале своего художнического пути, касался не только азов профессиональной грамотности.
Тот особый способ достижения цельности образа через пристальное, не лишенное истовости вглядывание во все земное, «тварное», который объединяет искусство названных живописцев, особенно в ранний период их творчества, несет на себе отпечаток жесткой шкалы нравственных ценностей бытия, шкалы, столь привычной для изобразительной лексики церковных картин.
Можно сказать, что нравственно-эстетические каноны церковного искусства порою объективно оказывались здесь одним из средств борьбы с более опасной нормативной системой - канонами застылого, мертвящего академизма.
← Ища единения своей философско-художественной концепции мира | Роспись Владимирского собора → |
---|