Автор: Елена Малышева | Категория: Культура XIX века
Разумеется, эта прямая, зримая взаимосвязь при всем- своем знаменательном смысле имела частное значение и была следствием, а не причиною особой посреднической роли портрета в постижении художником главных свойств бытия. Упомянутые случаи просто концентрировали в себе эту эстетическую многозначность русского портретного жанра изучаемой поры.
Залы Третьяковской галереи, в которых экспонируется русская живопись второй половины XIX в., и в частности портрет того времени, кажутся плотно «населенными» конкретными, живыми людьми этой эпохи, людьми очень разными, часто полностью погруженными в свои собственные заботы, но испытывающими какую-то фатальную необходимость друг в друге. В «Достоевском» В. Г. Перова, в «Некрасове» и «Салтыкове-Щедрине» И. Н. Крамского, в «Мусоргском» И. Е. Репина эта потребность выглядит основою драматизма портретного образа, почвою психологического конфликта между властной силою человеческого духа и незащищенностью личности, ее обособленным существованием в жизненной стихии. Гораздо более органично включены в эту стихию модели ранних портретов В. А. Серова, в силу своей натуры и возраста воспринимающих жизнь с совершенно иной стороны, ощущающих себя естественной и неотделимой частью природы. Портреты В. С. Мамонтовой («Девочка с персиками»), М. Я. Симонович («Девушка, освещенная солнцем»), О. Ф. Трубниковой («У окна»), К. А. Коровина - этот «серовский» мир лишен саморефлексии, существующая в нем личность защищена от невзгод его полнотою и цельностью. Но и в портретах Серова рама полотна - искусственное средство, разделяющее людей друг от друга. Если по своим структурным свойствам каждый из таких портретов обладает подчеркнутой картинной самостоятельностью, то запечатленное душевное состояние моделей позволяет уподобить эти работы фрагментам групповой семейной фотографии, где изображенный миг воплощает взаимную приязнь изображенных.
← Залы Третьяковской галереи | Общеизвестные крупнейшие творческие достижения русской портретной живописи → |
---|