Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Художническая концепция Шишкина

Автор: Анастасия Полякова | Категория: Культура XIX века

Той мелодичности, которая отличает левитановский «Вечерний звон», в картине Шишкина нет. Песенный фольклор привлекает здесь художника своей декламационностыо, а если говорить более конкретно, возможностью включить в систему «естествоиспытательской» реалистической живописи уже готовую, сформированную словами и мелодическим строем песни символическую образность.

Жесткое композиционное построение картины нарочито обнажает литературно-метафорическую основу замысла. В этом смысле полотно приобретает откровенно иллюстративный характер, снижающий пластическую жизнь пейзажного образа как художественного зрелища. Такая условность оказывается здесь неизбежной ценой, заплаченной за то, чтобы попытаться еще одним путем наполнить конкретный вид природы этическим содержанием и приобщихь его к общей теме России.

Художническая концепция Шишкина, опиравшаяся на строго объективное отношение к природе (репутация художника-натуралиста была неотъемлема от его громкой славы), противилась соприкосновению с народно-поэтическими представлениями о мире, о русской земле. Упомянутая его картина на тему популярной народной песни стала свидетельством возникавшего здесь конфликта.

Противоречие это было связано не только с особенностями его творческой индивидуальности, оно имело более общие корни в художественном сознании второй половины XIX в. с его разделом между «правдой» и «поэзией» и было причиной одной из сложных проблем русского реализма. В русском искусстве той эпохи был художник, который не просто осознавал это противоречие, но и сделал целью своего творчества его преодоление.

Это Виктор Васнецов. Позже нам придется говорить о нем в связи с его общими взглядами на цели искусства как на особый вид духовно-созидательной деятельности, обладающей способностью воссоздавать картину мира с былою полнотой.

Пока же хочется обратить внимание на его усилия включить «песенное» начало в образы русской природы.

Добавить комментарий

Заполняя и отправляя данную форму отправки сообщения, вы принимаете и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.

Защитный код Обновить

Случайные статьи

Вопрос о закономерностях исторической динамики

Вопрос о закономерностях исторической динамики системы искусств…

Анализ процессов опредмечивания человека в создаваемом им предметном мире

Критикуя недостаточную обоснованность ряда концепций, он решает…

Описание, анализ, эксперимент

Не менее важным является определение методологического статуса…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…