Автор: Николай Наумов | Категория: Культура XIX века
Как видно, один и тот же русский весенний пейзаж звучит для композиторов-современников совсем по-разному. И если Римский-Корсаков в своей «Снегурочке» идет в глубь народного миросозерцания, в глубь исторической памяти, народной и своей собственной, то в «Снегурочке» Чайковского, создававшейся в Москве, в непосредственном общении с Островским, личное восторженное преклонение перед красотой в природе преломляется в интонациях «внутри-московского... фольклора и „распевной" лирики городского драматизированного романса.
Это придает этой музыке реалистическую свежесть и сочность народности не надуманной, а той, которая в Москве 60-х и 70-х годов прошлого века бытовала столь же естественно, как трава и даже полевые цветы на многих улицах» .
Здесь возникало расхождение между эстетикой Чайковского и эстетикой кучкизма, прежде всего оперной - именно оперы подвергались резкой критике Стасова, Кюи и других балакиревцев, как симфониста они оценивали Чайковского много выше. Ларош со свойственным ему остроумием охарактеризовал это противоречие следующим образом: если композитору-кучкисту надо написать для оперы сцену, например, хоровода, он отправится в какой-нибудь весьма отдаленный от столицы уезд записывать подлинные песни или будет изучать всевозможные фольклорные сборники, а Чайковский напишет сразу то, что ему слышится, и будет хорошо и вполне народно.
Ныне, по прошествии столетия, понятно, что эти две концепции народности, а также и музыкального реализма в конечном счете дополняют друг друга, правдиво воплощая многогранность образа России, как он складывался в совокупном русском общественном сознании.
Чайковский не «современнее» Римского-Корсакова, и Мусоргский не «современнее» Чайковского. Если кучкисты взяли этот образ в вертикальном срезе - историческую и всесословную Россию, то сила Чайковского - в запечатлении индивидуального сознания его современников, и в этом смысле музыка композитора - великий памятник эпохи.
Чайковский обращался непосредственно к интеллигентной среде, но эволюция «питающего пласта» профессионального творчества - непрофессионального музицирования - шла, как уже говорилось, в направлении, предугаданном Чайковским, - смешение, слияние городского и деревенского, старого и нового, возрастание личностного начала, - и отсюда неуклонно нараставшая, с 1880-х годов прошлого вплоть до середины нашего столетия, всеобщая популярность его музыки.
← Контрастные решения одной темы Римским-Корсаковым | Тяготение к достоверности интонации → |
---|