Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Римский-Корсаков вспоминал

Автор: Николай Наумов | Категория: Культура XIX века

Как видно, один и тот же русский весенний пейзаж звучит для композиторов-современников совсем по-разному. И если Римский-Корсаков в своей «Снегурочке» идет в глубь народного миросозерцания, в глубь исторической памяти, народной и своей собственной, то в «Снегурочке» Чайковского, создававшейся в Москве, в непосредственном общении с Островским, личное восторженное преклонение перед красотой в природе преломляется в интонациях «внутри-московского... фольклора и „распевной" лирики городского драматизированного романса.

Это придает этой музыке реалистическую свежесть и сочность народности не надуманной, а той, которая в Москве 60-х и 70-х годов прошлого века бытовала столь же естественно, как трава и даже полевые цветы на многих улицах» .

Здесь возникало расхождение между эстетикой Чайковского и эстетикой кучкизма, прежде всего оперной - именно оперы подвергались резкой критике Стасова, Кюи и других балакиревцев, как симфониста они оценивали Чайковского много выше. Ларош со свойственным ему остроумием охарактеризовал это противоречие следующим образом: если композитору-кучкисту надо написать для оперы сцену, например, хоровода, он отправится в какой-нибудь весьма отдаленный от столицы уезд записывать подлинные песни или будет изучать всевозможные фольклорные сборники, а Чайковский напишет сразу то, что ему слышится, и будет хорошо и вполне народно.

Ныне, по прошествии столетия, понятно, что эти две концепции народности, а также и музыкального реализма в конечном счете дополняют друг друга, правдиво воплощая многогранность образа России, как он складывался в совокупном русском общественном сознании.

Чайковский не «современнее» Римского-Корсакова, и Мусоргский не «современнее» Чайковского. Если кучкисты взяли этот образ в вертикальном срезе - историческую и всесословную Россию, то сила Чайковского - в запечатлении индивидуального сознания его современников, и в этом смысле музыка композитора - великий памятник эпохи.

Чайковский обращался непосредственно к интеллигентной среде, но эволюция «питающего пласта» профессионального творчества - непрофессионального музицирования - шла, как уже говорилось, в направлении, предугаданном Чайковским, - смешение, слияние городского и деревенского, старого и нового, возрастание личностного начала, - и отсюда неуклонно нараставшая, с 1880-х годов прошлого вплоть до середины нашего столетия, всеобщая популярность его музыки.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Исторический опыт

Исторический опыт свидетельствует, что каждой исторической эпохе…

Эстетические отношения слов-кадров

Иными словами, обратная связь как бы разрушает временной порядок,…

Культурологический подход

Но по мере ее наполнения все труднее оказывается определить сущность…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…