Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Восприятие Запада

Автор: Николай Наумов | Категория: Культура XIX века

Если в восприятии Запада русская музыка этого периода часто образовывала некий единый фронт, то взгляды на Запад из России не были однородными - ни у разных композиторов, ни у любого крупного музыканта на разных этапах его пути. Вопрос этот всегда стоял остро, так как по смыслу был обращен не только к «чужому», но и еще более к «своему»: в сопоставлении с Европой решалась проблема национального самосознания, проблема будущего русского искусства. Понятно, что особенно часто русские музыканты пересматривали свое отношение к тем или иным явлениям зарубежного искусства в трудные, кризисные моменты собственного творчества: зарубежными достижениями соизмерялось достигнутое в России.

Условно крайние позиции в вопросе «отношения к Западу» могут быть обозначены приводившейся ранее цитатой из письма Стасова 1861 г.: «Музыка русская, новая, неслыханная, невиданная. . .» - и из письма Чайковского к Танееву 1880 г.: «Как бы ни старались, из европейского сада мы не уйдем, ибо наше зерно волею судеб попало на почву, возделанную прежде нас европейцами; корни оно пустило там уже достаточно давно и глубоко и теперь у нас не хватит сил его оттуда вырвать». Вероятно, Балакирев, Мусоргский, Корсаков, Бородин или Глазунов, не согласившись вполне с формулировкой Стасова, не присоединились бы безоговорочно и к заявлению Чайковского. Сознавая вполне значение «европейской прививки» к дереву русской культуры, не отрицая ни в коей мере важность взаимного общения народов посредством искусства, постоянно учась у зарубежных художников, они все же - как и сам Чайковский! - возделывали «свой сад». Чем более укоренялось национальное творчество, тем более открытым к миру становилось оно и тем большую часть действительности стремилось охватить. Это видно уже в динамике обращения музыки к «общеевропейским» темам: в период самоутверждения конца 1860-1870-х годов этих тем относительно немного, в 1880-е их значение возрастает и к концу XX столетия национальное духовное уже окончательно перестает быть непременно привязанным к национальному материалу и возникают такие одновременно глубоко русские и «универсальные» явления, как Танеев и Скрябин.

Добавить комментарий

Заполняя и отправляя данную форму отправки сообщения, вы принимаете и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.

Защитный код Обновить

Случайные статьи

Движение Бури и натиска

Во всяком случае, переход от манеры к стилю, который осуществил Гете…

Целостно-человеческое духовное содержание

Некоторые из культурологических подходов, использовавшихся Иоффе,…

Жизненная ситуация

Оно сопутствует труду, общению, играм, но никогда не выделяется в…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…