Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Восприятие Запада

Автор: Николай Наумов | Категория: Культура XIX века

Если в восприятии Запада русская музыка этого периода часто образовывала некий единый фронт, то взгляды на Запад из России не были однородными - ни у разных композиторов, ни у любого крупного музыканта на разных этапах его пути. Вопрос этот всегда стоял остро, так как по смыслу был обращен не только к «чужому», но и еще более к «своему»: в сопоставлении с Европой решалась проблема национального самосознания, проблема будущего русского искусства. Понятно, что особенно часто русские музыканты пересматривали свое отношение к тем или иным явлениям зарубежного искусства в трудные, кризисные моменты собственного творчества: зарубежными достижениями соизмерялось достигнутое в России.

Условно крайние позиции в вопросе «отношения к Западу» могут быть обозначены приводившейся ранее цитатой из письма Стасова 1861 г.: «Музыка русская, новая, неслыханная, невиданная. . .» - и из письма Чайковского к Танееву 1880 г.: «Как бы ни старались, из европейского сада мы не уйдем, ибо наше зерно волею судеб попало на почву, возделанную прежде нас европейцами; корни оно пустило там уже достаточно давно и глубоко и теперь у нас не хватит сил его оттуда вырвать». Вероятно, Балакирев, Мусоргский, Корсаков, Бородин или Глазунов, не согласившись вполне с формулировкой Стасова, не присоединились бы безоговорочно и к заявлению Чайковского. Сознавая вполне значение «европейской прививки» к дереву русской культуры, не отрицая ни в коей мере важность взаимного общения народов посредством искусства, постоянно учась у зарубежных художников, они все же - как и сам Чайковский! - возделывали «свой сад». Чем более укоренялось национальное творчество, тем более открытым к миру становилось оно и тем большую часть действительности стремилось охватить. Это видно уже в динамике обращения музыки к «общеевропейским» темам: в период самоутверждения конца 1860-1870-х годов этих тем относительно немного, в 1880-е их значение возрастает и к концу XX столетия национальное духовное уже окончательно перестает быть непременно привязанным к национальному материалу и возникают такие одновременно глубоко русские и «универсальные» явления, как Танеев и Скрябин.

Добавить комментарий

Заполняя и отправляя данную форму отправки сообщения, вы принимаете и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.

Защитный код Обновить

Случайные статьи

Мир предметов

Так между вещами начинает струиться жизнь мира, всегда создается…

Религиозная картина мира

Тем самым отвергается использование искусства религией, моралью или…

Кризис феодальной системы

Ввиду видимой окаменелости ситуации в Германии бунт против нее -…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…