Автор: Николай Наумов | Категория: Культура XIX века
Симфонизм Чайковского со второй половины 80-х годов стал оказывать сильное воздействие на стиль Глазунова, способствуя проявлению в нем собственно мелодического, «певучего» начала - «длинных линий», по определению Глазунова. Балеты его в еще большей мере подтверждают преемственность с идеями Чайковского.
Внимание к оперному опыту Чайковского, особенно «Пиковой даме», способствовало возникновению «Царской невесты» Римского-Корсакова, не исторической в кучкистском смысле оперы из русской истории, по типу развития сюжета, по драматургии и формам имеющей сходство с «Мазепой» и «Чародейкой»: здесь, по определению самого Римского-Корсакова, его стиль вступил в новую фазу - произошел «ясный и откровенный поворот к пению», который должен был «вызвать оперное искусство к дальнейшей жизни». Новый синтезирующий стиль был продолжен затем в «Пане-воеводе» и «Серви-лии», а затем достиг высшей точки в «Китеже». «Сервилия», в свою очередь, представляется связанной с московскими тенденциями не только Чайковского, но и Танеева, его античной оперы «Орестея», восхитившей Корсакова благородством стиля.
Пытаясь хотя бы приблизительно описать смысл происходящего, можно сказать, что европейский - «холодный» «строгий и стройный» Петербург стал средой, которая ускорила кристаллизацию чувства национального, очищение от «бытовизма», и тогда стало возможным и необходимым его органическое соединение с наследственной народностью Москвы. (В следующем поколении нечто подобное такому взаимному узнаванию произошло в области новой поэзии: встреча петербургского и московг ского символизма в лице Блока и Белого.)
← Симфонизм Чайковского | Сочинения Римского-Корсакова → |
---|