Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Созданный в первые годы XX столетия «Китеж»

Автор: Николай Наумов | Категория: Культура XIX века

Если русскому композитору доводилось изображать иной народ, он тоже не становился «народом вообще». Укажем на оригинальнейший пример - «Сервилию» Римского-Корсакова. В европейской музыкальной культуре прошлого века известны десятки, если не сотни опер на сюжеты из истории Древнего Рима, но именно русский композитор всерьез озаботился вопросом: какой музыкальный язык будет соответствовать изображаемой эпохе, на каком она себя выражала сама.

В «Летописи» Римский-Корсаков писал: «Древней музыки не осталось и следов, никто ее не слышал. Свобода была, следовательно, почти что абсолютно полная. Но музыки вне национальности не существует.

У римлян своего искусства не было, а было лишь заимствованное из Греции. С одной стороны, в близости древней греческой музыки к восточной я уверен, а с другой - полагаю, что остатки древнегреческой музыки следует искать в искусстве византийском, отголоски которого слышатся в старом православном пении. Вот те соображения, которые руководили мною, когда общий стиль „Сер-вилии" стал для меня выясняться».

Тот же примерно мотив - «музыки вне национальности не существует» - руководил молодым Мусоргским, который оставил незавершенной самую первую свою оперу - «Са-ламбо» по Флоберу, увлекательный сюжет, наполовину уже прописанный музыкально: по его собственным словам, «забавный вышел бы Карфаген».

Общий дух архаики, восточный колорит в сохранившихся фрагментах «Саламбо» выдержаны великолепно, но Мусоргскому в отличие, например, от Серова в «Юдифи» или А. Рубинштейна в «Нероне» этого было мало.

Добавить комментарий

Заполняя и отправляя данную форму отправки сообщения, вы принимаете и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.

Защитный код Обновить

Случайные статьи

Эстетический способ бытия

Гегель определяет прекрасное как чувственную видимость идеи. Он…

Поле деятельности пропагандиста

Пропагандистская деятельность характеризуется как поступок, мысль,…

Процесс эстетического восприятия

Любая динамическая картина восприятия «застывает» по желанию зрителя:…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…