Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Созданный в первые годы XX столетия «Китеж»

Автор: Николай Наумов | Категория: Культура XIX века

Если русскому композитору доводилось изображать иной народ, он тоже не становился «народом вообще». Укажем на оригинальнейший пример - «Сервилию» Римского-Корсакова. В европейской музыкальной культуре прошлого века известны десятки, если не сотни опер на сюжеты из истории Древнего Рима, но именно русский композитор всерьез озаботился вопросом: какой музыкальный язык будет соответствовать изображаемой эпохе, на каком она себя выражала сама.

В «Летописи» Римский-Корсаков писал: «Древней музыки не осталось и следов, никто ее не слышал. Свобода была, следовательно, почти что абсолютно полная. Но музыки вне национальности не существует.

У римлян своего искусства не было, а было лишь заимствованное из Греции. С одной стороны, в близости древней греческой музыки к восточной я уверен, а с другой - полагаю, что остатки древнегреческой музыки следует искать в искусстве византийском, отголоски которого слышатся в старом православном пении. Вот те соображения, которые руководили мною, когда общий стиль „Сер-вилии" стал для меня выясняться».

Тот же примерно мотив - «музыки вне национальности не существует» - руководил молодым Мусоргским, который оставил незавершенной самую первую свою оперу - «Са-ламбо» по Флоберу, увлекательный сюжет, наполовину уже прописанный музыкально: по его собственным словам, «забавный вышел бы Карфаген».

Общий дух архаики, восточный колорит в сохранившихся фрагментах «Саламбо» выдержаны великолепно, но Мусоргскому в отличие, например, от Серова в «Юдифи» или А. Рубинштейна в «Нероне» этого было мало.

Добавить комментарий

Заполняя и отправляя данную форму отправки сообщения, вы принимаете и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.

Защитный код Обновить

Случайные статьи

Скульптура праздника и театр

А теперь представьте, что вы есть средоточие скульптурной формы:…

Кадры в кино

Режиссер может обобщать глобально, мерить время веками, вечностью,…

Психологический подход

Но, в сущности, оба взгляда на фольклор односторонни и потому…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…