Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Римский-Корсаков в качестве главного принципа кучкизма

Автор: Николай Наумов | Категория: Культура XIX века

Тяготение к достоверности интонации и создаваемого ею музыкального образа входило в самое ядро эстетики кучкизма, сближая его с тенденциями современной литературы и живописи: как передвижники боролись с незыблемостью академического канона прекрасного, так и кучкисты объявляли бой «абсолютной, безусловной музыкальной красоте».

В одном из писем к Стасову в 1872 г. Мусоргский, анализируя свои впечатления от совместного музицирования с Чайковским, отмечает их двойственность: с одной стороны, талантливость, «горячее и искреннее отношение к работе», с другой же - «выходит, что Садык, как истый паша (Садык-паша - прозвище Чайковского в среде балакиревцев.-М. Р.), открыто исповедует религию безусловной красоты», и отсюда «странное чувство пустоты» в беседе с ним . Написано это в связи с обсуждением двух одновременно созданных исторических опер - «Бориса Годунова» и «Опричника».

При явной близости тем (конфликтные эпохи русской истории - опричнина и Смутное время), некоторых ситуаций (столкновение нравственного чувства героя с честолюбием или желанием мести, угрызения совести, возмездие), некоторых композиционных решений (самое поразительное - введение хора мальчиков в трагическую народную сцену: в «Борисе» дети дразнят Юродивого, в «Опричнике» - Морозову) все в этих операх несходно.

Оставляя в стороне то обстоятельство, что опера Мусоргского - высшее достижение композитора, а «Опричник» занимает в творчестве Чайковского скромное положение, можно сказать, что если «Борис» - образец музыкального реализма в изложенном выше понимании, то «Опричник» - в большей мере «идеальное» сочинение.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Общие закономерности

Подобный подход, безусловно, имеет существенные достоинства главным…

Эстетический способ бытия

Гегель определяет прекрасное как чувственную видимость идеи. Он…

Глобальные процессы динамики культуры

На относительность дилеммы и подвижность соотношения в культуре…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…