Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Римский-Корсаков в качестве главного принципа кучкизма

Автор: Николай Наумов | Категория: Культура XIX века

Тяготение к достоверности интонации и создаваемого ею музыкального образа входило в самое ядро эстетики кучкизма, сближая его с тенденциями современной литературы и живописи: как передвижники боролись с незыблемостью академического канона прекрасного, так и кучкисты объявляли бой «абсолютной, безусловной музыкальной красоте».

В одном из писем к Стасову в 1872 г. Мусоргский, анализируя свои впечатления от совместного музицирования с Чайковским, отмечает их двойственность: с одной стороны, талантливость, «горячее и искреннее отношение к работе», с другой же - «выходит, что Садык, как истый паша (Садык-паша - прозвище Чайковского в среде балакиревцев.-М. Р.), открыто исповедует религию безусловной красоты», и отсюда «странное чувство пустоты» в беседе с ним . Написано это в связи с обсуждением двух одновременно созданных исторических опер - «Бориса Годунова» и «Опричника».

При явной близости тем (конфликтные эпохи русской истории - опричнина и Смутное время), некоторых ситуаций (столкновение нравственного чувства героя с честолюбием или желанием мести, угрызения совести, возмездие), некоторых композиционных решений (самое поразительное - введение хора мальчиков в трагическую народную сцену: в «Борисе» дети дразнят Юродивого, в «Опричнике» - Морозову) все в этих операх несходно.

Оставляя в стороне то обстоятельство, что опера Мусоргского - высшее достижение композитора, а «Опричник» занимает в творчестве Чайковского скромное положение, можно сказать, что если «Борис» - образец музыкального реализма в изложенном выше понимании, то «Опричник» - в большей мере «идеальное» сочинение.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Эстетические отношения слов-кадров

Иными словами, обратная связь как бы разрушает временной порядок,…

Взаимопереход рационального и нерационального

Возделывая и непрерывно расширяя сферу рационального, человечество…

Современная философская мысль

По самим своим онтологическим свойствам он плохо соответствует…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…