Автор: Марина Мерц | Категория: Культура
Достижение этой гуманистической задачи, однако, часто весьма трудно и порой возможно лишь окольными путями. Дело в том, что с отделением художника от жизни, с его социальной изоляцией одновременно идет и отчуждение от народа, в историческом поведении часто выражающееся как страх перед массами. В результате автономное искусство становится эзотерическим, элитарным и чуждым народу.
Эстетизм автономного искусства, достигшего в чистой поэзии своей кульминации, - это, несомненно, программа, базирующаяся на разделении искусства и жизни и на отчуждении художника и народа. Эстетический гедонизм автономного искусства, который считает, что соблюдение собственных интересов может осуществляться лишь при независимости от политики и социальной критики, считает себя спасителем души, страдающей от изъянов антиэстетической действительности. Бегство в собственный автономный мир искусства и связанный с этим культ прекрасного, сочетающийся с рафинированным языком и совершенствованием формы, вырождается, однако, уже в 80-х годах прошлого столетия, например, у представителей Парнаса во главе с Шарлем Леконтом де Лиллем в ни к чему не обязывающий и безвредный для правящих классов академизм.
← Актуальный вид искусства в истории культуры | Художественный и действительный мир → |
---|