Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Чайковский и европейский художественный процесс

Автор: Николай Наумов | Категория: Культура XIX века

О том же десятилетием ранее писал Чайковский: «Я русский и в качестве русского внушаю всякому западному человеку предубеждение». И в тот же период Бородин, справедливо считавший себя «самым европейским человеком» среди кучкистов, указал на одну из причин, тормозящих восприятие «русского элемента» за рубежом: «Мы, русские, „пожиратели сальных свечек", „северные медведи" и т. д., мы слишком долго фигурировали за границей в качестве потребителей, чтобы быть там хорошо принятыми в качестве производителей.

Предрассудки против русских очень сильны, и их очень трудно победить, в особенности в области искусства». Справедливости ради надо отметить, что Бородин, а еще более Чайковский в последние годы своей жизни получили признание на Западе, хотя все-таки не в мере, соответствующей значению их творчества. Важная причина непонимания была связана с антибуржуазным характером русской культуры. В резкой форме неприятие особого облика русского творчества выразил, например, очень большой музыкант Запада Рихард Штраус, когда, присутствуя на дягилевских концертах русской музыки в Париже в 1907 г. (исполнялись Балакирев, Мусоргский, Корсаков, Бородин и т. д.), заявил чуть не в лицо Римскому-Корсакову: «Все это хорошо, но мы уже не дети». Таким образом, то, что было силой культуры, - ее близость истокам жизни - воспринималось нередко как незрелость, наивность, отставание от европейского художественного процесса. Другой формой того же непонимания являлось восхищение «первобытностью», «варварством» «северных медведей». И только накануне первой мировой войны, в преддверии мировых потрясений, конца эпохи, в русской музыке было услышано Западом нечто иное (более и ранее всего - в Мусоргском).

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Жизнетворчество

В символических образах обрядового искусства народ запечатлел свое…

Принцип подражания природе

Теперь автономность искусства понимается в определенном смысле как…

Суть эксперимента в фольклористике

Экспериментальный момент всегда и изначально присущ…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…