Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Самые универсальные жанры западноевропейской культуры

Автор: Николай Наумов | Категория: Культура XIX века

Темы «небесного града» рождаются в музыке сольных и хоровых сцен, пронизывая их на всех этапах действия. Речи Февронии и прочих героев ясны всегда; неясны лишь страшные видения Гришки в лесу. Все прочее, включая и трагические хоры народа в Малом Китеже, и, конечно, сцену погружения града, и «Сечу при Керженце», ясно и стройно во всех смыслах, в том числе жанровом.

Либреттист оперы В. Вельский писал в предисловии к клавиру, что в либретто нет ни одной подробности, сочиненной «от себя»; точно так же и в музыке: она вся опирается на устои национального мышления - в жанрах, в формах, в интонации...
Созданный в первые годы XX столетия, «Китеж» явился музыкальным завершением столетия предшествующего и одновременно осуществлением мечты нового века о соборности искусства. Значение этого произведения еще и в том, что здесь было достигнуто гармоническое разрешение антиномии «реального» и «идеального», «личного» и «общего», красной нитью проходящей через искания русской музыки эпохи Римского-Корсакова. На примере «Китежа», в частности, раскрывается значение «хорового» (термин Стасова) начала во всей классической отечественной опере, от «Ивана Сусанина» до «Войны и мира» Прокофьева. Хорошо известно, что ни в какой другой национальной оперной школе этому началу не уделялось так много места и внимания, нигде оно не становилось столь важным элементом музыкальной драматургии. Хор в русской опере не был «массой», резонирующей мыслям и поступкам главных героев либо опровергающей, осуждающей их (как это часто бывает, например, у Верди), не был он и неподвижным носителем идеала-символа (как во многих сценах «Тангейзера» и «Парсифаля» Вагнера). Русская опера второй половины XIX в. тяготела к уточнению, детализации народных образов: это мог быть народ исторический - псковичи XVI в. в первой опере Римского-Корсакова, московские горожане в «Борисе», пришлые крестьяне в «Хованщине», народ сказочный, народ эпический.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Заслуги Плеханова

Одним из следствий такого преувеличения явилось растворение…

Лепка мизансцены

Конечно, городская площадь чересчур велика для сцены, но ее…

Разграничение этапов

Подобный путь проделывают как отдельные естественные, так и…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…