Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Самые универсальные жанры западноевропейской культуры

Автор: Николай Наумов | Категория: Культура XIX века

Темы «небесного града» рождаются в музыке сольных и хоровых сцен, пронизывая их на всех этапах действия. Речи Февронии и прочих героев ясны всегда; неясны лишь страшные видения Гришки в лесу. Все прочее, включая и трагические хоры народа в Малом Китеже, и, конечно, сцену погружения града, и «Сечу при Керженце», ясно и стройно во всех смыслах, в том числе жанровом.

Либреттист оперы В. Вельский писал в предисловии к клавиру, что в либретто нет ни одной подробности, сочиненной «от себя»; точно так же и в музыке: она вся опирается на устои национального мышления - в жанрах, в формах, в интонации...
Созданный в первые годы XX столетия, «Китеж» явился музыкальным завершением столетия предшествующего и одновременно осуществлением мечты нового века о соборности искусства. Значение этого произведения еще и в том, что здесь было достигнуто гармоническое разрешение антиномии «реального» и «идеального», «личного» и «общего», красной нитью проходящей через искания русской музыки эпохи Римского-Корсакова. На примере «Китежа», в частности, раскрывается значение «хорового» (термин Стасова) начала во всей классической отечественной опере, от «Ивана Сусанина» до «Войны и мира» Прокофьева. Хорошо известно, что ни в какой другой национальной оперной школе этому началу не уделялось так много места и внимания, нигде оно не становилось столь важным элементом музыкальной драматургии. Хор в русской опере не был «массой», резонирующей мыслям и поступкам главных героев либо опровергающей, осуждающей их (как это часто бывает, например, у Верди), не был он и неподвижным носителем идеала-символа (как во многих сценах «Тангейзера» и «Парсифаля» Вагнера). Русская опера второй половины XIX в. тяготела к уточнению, детализации народных образов: это мог быть народ исторический - псковичи XVI в. в первой опере Римского-Корсакова, московские горожане в «Борисе», пришлые крестьяне в «Хованщине», народ сказочный, народ эпический.

Добавить комментарий

Заполняя и отправляя данную форму отправки сообщения, вы принимаете и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.

Защитный код Обновить

Случайные статьи

Контакт рембрандтовского мира

Контакт рембрандтовского мира с реальным миром происходит на…

Ориентация на художественное произведение

Новым и программным было выделение прекрасного и художественного из…

Художественная реальность

Сегодня субъектом художественного творчества выступает не только…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…