Автор: Николай Наумов | Категория: Культура XIX века
Динамика «картины мира» в отечественной музыке на протяжении 1860-1890-х годов, соотношение происходящих в этой картине перемен с общеевропейским музыкально-историческим процессом - особый круг вопросов, который будет здесь затронут очень бегло.
«Беляевский период» петербургской школы, включая сюда Балакирева с группировавшимся вокруг него новым кружком, и московскую «танеев-скую» школу иногда рассматривают как явления, связанные с академиза-цией принципов русской музыки 1860-1870-х годов.
Отчасти к этому подал повод Римский-Корсаков, охарактеризовав ранний, «балакиревский» период как «исключительный и нетерпимый», а поздний, «беляевский» как «более снисходительный и эклектичный» ". Такое заключение можно, по-видимому, отнести к художникам «второго ранга» (например, «беляев-ское» объединение в отличие от «балакиревского» - четыре гения! - по составу было разнородно), но ни поздний Римский-Корсаков, ни Лядов ни Глазунов, ни Танеев не имеют к понятию «академизации» - в смысле вторичности, консерватизма - никакого отношения.
Вероятно, речь должна идти об ином - о новой ступени в осмыслении и раскрытии национального художественного и этического идеала, новом решении проблемы «реального» и «идеального», «личного» и «сверхличного».
Это движение носило объединяющий характер в отношении московской и петербургской ветвей русской музыкальной культуры и в целом противостояло «эклектизму» в том его понимании, которое имел в виду Римский-Корсаков, когда, беспокоясь «о нашей молодежи и отчасти не молодежи», опасался, что она «потонет в море эклектизма, который ее обезличит». «Я полагаю, - писал он, - что в искусстве дурно только уродливое; напротив, не уродливое, а только крайнее именно и желательно; оно-то и двигает искусство. Лист был крайний, Берлиоз тоже, Вагнер тоже, и мы были такими же; а теперь конец».
← Кризис, действительно испытанный русской музыкой | Римский-Корсаков вспоминал → |
---|