Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Контрастные решения одной темы Римским-Корсаковым

Автор: Николай Наумов | Категория: Культура XIX века

Динамика «картины мира» в отечественной музыке на протяжении 1860-1890-х годов, соотношение происходящих в этой картине перемен с общеевропейским музыкально-историческим процессом - особый круг вопросов, который будет здесь затронут очень бегло.

«Беляевский период» петербургской школы, включая сюда Балакирева с группировавшимся вокруг него новым кружком, и московскую «танеев-скую» школу иногда рассматривают как явления, связанные с академиза-цией принципов русской музыки 1860-1870-х годов.

Отчасти к этому подал повод Римский-Корсаков, охарактеризовав ранний, «балакиревский» период как «исключительный и нетерпимый», а поздний, «беляевский» как «более снисходительный и эклектичный» ". Такое заключение можно, по-видимому, отнести к художникам «второго ранга» (например, «беляев-ское» объединение в отличие от «балакиревского» - четыре гения! - по составу было разнородно), но ни поздний Римский-Корсаков, ни Лядов ни Глазунов, ни Танеев не имеют к понятию «академизации» - в смысле вторичности, консерватизма - никакого отношения.

Вероятно, речь должна идти об ином - о новой ступени в осмыслении и раскрытии национального художественного и этического идеала, новом решении проблемы «реального» и «идеального», «личного» и «сверхличного».

Это движение носило объединяющий характер в отношении московской и петербургской ветвей русской музыкальной культуры и в целом противостояло «эклектизму» в том его понимании, которое имел в виду Римский-Корсаков, когда, беспокоясь «о нашей молодежи и отчасти не молодежи», опасался, что она «потонет в море эклектизма, который ее обезличит». «Я полагаю, - писал он, - что в искусстве дурно только уродливое; напротив, не уродливое, а только крайнее именно и желательно; оно-то и двигает искусство. Лист был крайний, Берлиоз тоже, Вагнер тоже, и мы были такими же; а теперь конец».

Добавить комментарий

Заполняя и отправляя данную форму отправки сообщения, вы принимаете и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.

Защитный код Обновить

Случайные статьи

Отход от риторики

Примерно в том же духе высказывался и Гегель. С переориентацией…

Переход от слова к слову

Наверное, по ней неудобно идти, может быть, скользко и грязно. И…

Визуальная динамика художественного образа

Художественное действо фрески как бы сдвигается на сцену земли и неба…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…