Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Контрастные решения одной темы Римским-Корсаковым

Автор: Николай Наумов | Категория: Культура XIX века

Динамика «картины мира» в отечественной музыке на протяжении 1860-1890-х годов, соотношение происходящих в этой картине перемен с общеевропейским музыкально-историческим процессом - особый круг вопросов, который будет здесь затронут очень бегло.

«Беляевский период» петербургской школы, включая сюда Балакирева с группировавшимся вокруг него новым кружком, и московскую «танеев-скую» школу иногда рассматривают как явления, связанные с академиза-цией принципов русской музыки 1860-1870-х годов.

Отчасти к этому подал повод Римский-Корсаков, охарактеризовав ранний, «балакиревский» период как «исключительный и нетерпимый», а поздний, «беляевский» как «более снисходительный и эклектичный» ". Такое заключение можно, по-видимому, отнести к художникам «второго ранга» (например, «беляев-ское» объединение в отличие от «балакиревского» - четыре гения! - по составу было разнородно), но ни поздний Римский-Корсаков, ни Лядов ни Глазунов, ни Танеев не имеют к понятию «академизации» - в смысле вторичности, консерватизма - никакого отношения.

Вероятно, речь должна идти об ином - о новой ступени в осмыслении и раскрытии национального художественного и этического идеала, новом решении проблемы «реального» и «идеального», «личного» и «сверхличного».

Это движение носило объединяющий характер в отношении московской и петербургской ветвей русской музыкальной культуры и в целом противостояло «эклектизму» в том его понимании, которое имел в виду Римский-Корсаков, когда, беспокоясь «о нашей молодежи и отчасти не молодежи», опасался, что она «потонет в море эклектизма, который ее обезличит». «Я полагаю, - писал он, - что в искусстве дурно только уродливое; напротив, не уродливое, а только крайнее именно и желательно; оно-то и двигает искусство. Лист был крайний, Берлиоз тоже, Вагнер тоже, и мы были такими же; а теперь конец».

Добавить комментарий

Заполняя и отправляя данную форму отправки сообщения, вы принимаете и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.

Защитный код Обновить

Случайные статьи

Стилевое единство

При этом Иоффе вполне обоснованно стремился отыскать общие вертикали,…

Путешествие за бабочкой

Художник как бы проектирует на свой мир все возможные миры.…

Гармоничное развитие человека

Оба они, как Шиллер, так и Гете, мечтали о гармоничном развитии…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…