Автор: Николай Наумов | Категория: Культура XIX века
Конкретность и многогранность хоровых образов русской оперы соответствуют общему тезису отечественной культуры, выраженному в чеканной формуле Мусоргского: «Разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеею». Любая личность проявляет себя в жизни разнообразно и часто неожиданно, «непредусмотренно», органически развивается по собственным законам.
Противоречие между высказыванием Мусоргского о «единой народной идее» и его творчеством, где народ часто показан отнюдь не монолитным единством, - противоречие внешнее: и великая личность не всегда бывает на высоте своего величия, но в решающие минуты безошибочно обращается к истине - «глас народа - глас Божий». «Аналитический» опыт Мусоргского, однако, почти единствен в русской музыке (в том же русле решены некоторые народные сцены «Псковитянки»; другого порядка смысловая двойственность присуща народным хорам «Золотого петушка»); основные ее устремления направлены к внутренне цельным образам народа.
Можно утверждать, что в этой области музыка опередила другие искусства, раньше взяв ту высоту, к которой путем напряженных исканий шли литература и живопись. Условно говоря, народные музыкальные драмы Мусоргского опережают национально-исторические полотна В. И. Сурикова, сказки Римского-Корсакова - сказочность В. А. Васнецова, былинность «Князя Игоря» и «Садко» - «Трех богатырей» В. А. Васнецова, «Микулу Селяниновича» М. А. Врубеля, древнерусские композиции Н. К. Рериха и т. д.
В литературе эпохи кучкистов нет аналогов ни «Князю Игорю», ни «Хованщине», хотя обе эти оперы выросли на почве общественно-литературной полемики 1860-1870-х годов по основным вопросам русской истории. В первые десятилетия XX в. китежская легенда многократно интерпретировалась в литературе, но ничего подобного корсаковскому «Китежу» все-таки не было создано; сравнение же музыкальных образов оперы с живописью Васнецова и М. В. Нестерова, проводившееся еще их современниками, оставляет ощущение недостаточности: васнецовско-нестеровское в «Китеже» есть, но есть и другое, а главное, иной масштаб, иное, более мощное, глубокое дыхание.
← Сказки Римского-Корсакова | Созданный в первые годы XX столетия «Китеж» → |
---|