Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Конкретность и многогранность хоровых образов русской оперы

Автор: Николай Наумов | Категория: Культура XIX века

Конкретность и многогранность хоровых образов русской оперы соответствуют общему тезису отечественной культуры, выраженному в чеканной формуле Мусоргского: «Разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеею». Любая личность проявляет себя в жизни разнообразно и часто неожиданно, «непредусмотренно», органически развивается по собственным законам.

Противоречие между высказыванием Мусоргского о «единой народной идее» и его творчеством, где народ часто показан отнюдь не монолитным единством, - противоречие внешнее: и великая личность не всегда бывает на высоте своего величия, но в решающие минуты безошибочно обращается к истине - «глас народа - глас Божий». «Аналитический» опыт Мусоргского, однако, почти единствен в русской музыке (в том же русле решены некоторые народные сцены «Псковитянки»; другого порядка смысловая двойственность присуща народным хорам «Золотого петушка»); основные ее устремления направлены к внутренне цельным образам народа.

Можно утверждать, что в этой области музыка опередила другие искусства, раньше взяв ту высоту, к которой путем напряженных исканий шли литература и живопись. Условно говоря, народные музыкальные драмы Мусоргского опережают национально-исторические полотна В. И. Сурикова, сказки Римского-Корсакова - сказочность В. А. Васнецова, былинность «Князя Игоря» и «Садко» - «Трех богатырей» В. А. Васнецова, «Микулу Селяниновича» М. А. Врубеля, древнерусские композиции Н. К. Рериха и т. д.

В литературе эпохи кучкистов нет аналогов ни «Князю Игорю», ни «Хованщине», хотя обе эти оперы выросли на почве общественно-литературной полемики 1860-1870-х годов по основным вопросам русской истории. В первые десятилетия XX в. китежская легенда многократно интерпретировалась в литературе, но ничего подобного корсаковскому «Китежу» все-таки не было создано; сравнение же музыкальных образов оперы с живописью Васнецова и М. В. Нестерова, проводившееся еще их современниками, оставляет ощущение недостаточности: васнецовско-нестеровское в «Китеже» есть, но есть и другое, а главное, иной масштаб, иное, более мощное, глубокое дыхание.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Путешествие за бабочкой

Художник как бы проектирует на свой мир все возможные миры.…

Актуальный вид искусства в истории культуры

Вальтер Беньямин отметил, что такая концепция автономии стремится…

Художественное бессилие

В одних случаях, когда искусство, подобно жизни, вовлекает нас в…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Театральная деятельность Станиславского

Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…