Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Конкретность и многогранность хоровых образов русской оперы

Автор: Николай Наумов | Категория: Культура XIX века

Конкретность и многогранность хоровых образов русской оперы соответствуют общему тезису отечественной культуры, выраженному в чеканной формуле Мусоргского: «Разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеею». Любая личность проявляет себя в жизни разнообразно и часто неожиданно, «непредусмотренно», органически развивается по собственным законам.

Противоречие между высказыванием Мусоргского о «единой народной идее» и его творчеством, где народ часто показан отнюдь не монолитным единством, - противоречие внешнее: и великая личность не всегда бывает на высоте своего величия, но в решающие минуты безошибочно обращается к истине - «глас народа - глас Божий». «Аналитический» опыт Мусоргского, однако, почти единствен в русской музыке (в том же русле решены некоторые народные сцены «Псковитянки»; другого порядка смысловая двойственность присуща народным хорам «Золотого петушка»); основные ее устремления направлены к внутренне цельным образам народа.

Можно утверждать, что в этой области музыка опередила другие искусства, раньше взяв ту высоту, к которой путем напряженных исканий шли литература и живопись. Условно говоря, народные музыкальные драмы Мусоргского опережают национально-исторические полотна В. И. Сурикова, сказки Римского-Корсакова - сказочность В. А. Васнецова, былинность «Князя Игоря» и «Садко» - «Трех богатырей» В. А. Васнецова, «Микулу Селяниновича» М. А. Врубеля, древнерусские композиции Н. К. Рериха и т. д.

В литературе эпохи кучкистов нет аналогов ни «Князю Игорю», ни «Хованщине», хотя обе эти оперы выросли на почве общественно-литературной полемики 1860-1870-х годов по основным вопросам русской истории. В первые десятилетия XX в. китежская легенда многократно интерпретировалась в литературе, но ничего подобного корсаковскому «Китежу» все-таки не было создано; сравнение же музыкальных образов оперы с живописью Васнецова и М. В. Нестерова, проводившееся еще их современниками, оставляет ощущение недостаточности: васнецовско-нестеровское в «Китеже» есть, но есть и другое, а главное, иной масштаб, иное, более мощное, глубокое дыхание.

Добавить комментарий

Заполняя и отправляя данную форму отправки сообщения, вы принимаете и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.

Защитный код Обновить

Случайные статьи

Отсутствие арены для политической деятельности

В этом процессе буржуазной эмансипации искусству присваивался…

Обряд как этнографическое и эстетическое явление

Эти события вначале не столько рассказывались, сколько изображались…

Театральное видение мира

Архитектура театрального образа и образа живописного очень похожи.…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…