Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Симфонизм Чайковского

Автор: Николай Наумов | Категория: Культура XIX века

Тема противостояния и взаимопроникновения «московского» и «петербургского» в разные периоды развития русской классической музыки может быть рассмотрена во многих направлениях. Среди них - столь важное, как отношение к западноевропейскому художественному опыту. Подобно другим искусствам, отечественная музыка с первых своих самостоятельных шагов вела непрерывный диалог с мировой музыкальной культурой.

Как уже говорилось, само рождение петербургской «новой музыкальной школы» находилось в тесной связи с новейшими течениями западноевропейского искусства, с введением в сферу отечественного творчества универсальных европейских тем. Многие художественные авторитеты Запада были незыблемыми для всех русских музыкантов в течение всего периода русской классики (достаточно вспомнить хотя бы о тех развитых формах, которые принял в России культ Баха и Бетховена). Однако учениками музыканты поколения 1860-х себя не ощущали: они ясно сознавали, что их призвание - принести в мир новые начала, сказать новое слово, которое имеет дорогую цену, потому что содержит в себе идею великого народа. Это далеко не сразу встретило понимание: во второй половине XIX в. русская музыка, несмотря на отдельные частные успехи (иногда значительные), не была осознана за рубежом как самобытное художественное явление огромной силы - в ней воспринимали оригинальность колорита, свежесть манеры; суть же говоримого оставалась часто закрытой (исключения, подобные Листу или первым пропагандистам Мусоргского во Франции, лишь подтверждают правило).
Эта ситуация ясно отражается, например, в письмах Римского-Корсакова из Брюсселя, где он в 1890 г. дирижировал концертами русской музыки. Концерты прошли успешно, однако оставили у композитора чувство острого раздражения: «Они очень любезны, но через любезность сквозит какое-то желание оказать протекцию, благосклонное внимание и т. д. . . .Они очень ценят русскую музыку; говорят, что русские сделали „кельке шоз де нуво" и т. п. Но сквозь это звучит нотка протектората. Глупые они: не понимают того, что русские сделали столько, что им и во сне присниться не может. Если б они понимали, то должны были бы восхищаться и благоговеть и каждую русскую нотку ценить на вес золота, так, как они ценят Вагнера».

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Теория европейского искусства

Теория европейского искусства естественно, своим ходом подошла к…

Психологический подход

Но, в сущности, оба взгляда на фольклор односторонни и потому…

Сознание или иной взгляд на жизнь

Тщательное наблюдение обнаружило гораздо более глубокое, нежели…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…