Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Симфонизм Чайковского

Автор: Николай Наумов | Категория: Культура XIX века

Тема противостояния и взаимопроникновения «московского» и «петербургского» в разные периоды развития русской классической музыки может быть рассмотрена во многих направлениях. Среди них - столь важное, как отношение к западноевропейскому художественному опыту. Подобно другим искусствам, отечественная музыка с первых своих самостоятельных шагов вела непрерывный диалог с мировой музыкальной культурой.

Как уже говорилось, само рождение петербургской «новой музыкальной школы» находилось в тесной связи с новейшими течениями западноевропейского искусства, с введением в сферу отечественного творчества универсальных европейских тем. Многие художественные авторитеты Запада были незыблемыми для всех русских музыкантов в течение всего периода русской классики (достаточно вспомнить хотя бы о тех развитых формах, которые принял в России культ Баха и Бетховена). Однако учениками музыканты поколения 1860-х себя не ощущали: они ясно сознавали, что их призвание - принести в мир новые начала, сказать новое слово, которое имеет дорогую цену, потому что содержит в себе идею великого народа. Это далеко не сразу встретило понимание: во второй половине XIX в. русская музыка, несмотря на отдельные частные успехи (иногда значительные), не была осознана за рубежом как самобытное художественное явление огромной силы - в ней воспринимали оригинальность колорита, свежесть манеры; суть же говоримого оставалась часто закрытой (исключения, подобные Листу или первым пропагандистам Мусоргского во Франции, лишь подтверждают правило).
Эта ситуация ясно отражается, например, в письмах Римского-Корсакова из Брюсселя, где он в 1890 г. дирижировал концертами русской музыки. Концерты прошли успешно, однако оставили у композитора чувство острого раздражения: «Они очень любезны, но через любезность сквозит какое-то желание оказать протекцию, благосклонное внимание и т. д. . . .Они очень ценят русскую музыку; говорят, что русские сделали „кельке шоз де нуво" и т. п. Но сквозь это звучит нотка протектората. Глупые они: не понимают того, что русские сделали столько, что им и во сне присниться не может. Если б они понимали, то должны были бы восхищаться и благоговеть и каждую русскую нотку ценить на вес золота, так, как они ценят Вагнера».

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Разграничение этапов

Подобный путь проделывают как отдельные естественные, так и…

Убеждение Лессинга

Ее отсутствие породило множество трудностей, в борьбе с которыми и…

Общесоциологический подход

В этом случае каждый из перечисленных подходов должен претерпеть…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…