Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Симфонизм Чайковского

Автор: Николай Наумов | Категория: Культура XIX века

Тема противостояния и взаимопроникновения «московского» и «петербургского» в разные периоды развития русской классической музыки может быть рассмотрена во многих направлениях. Среди них - столь важное, как отношение к западноевропейскому художественному опыту. Подобно другим искусствам, отечественная музыка с первых своих самостоятельных шагов вела непрерывный диалог с мировой музыкальной культурой.

Как уже говорилось, само рождение петербургской «новой музыкальной школы» находилось в тесной связи с новейшими течениями западноевропейского искусства, с введением в сферу отечественного творчества универсальных европейских тем. Многие художественные авторитеты Запада были незыблемыми для всех русских музыкантов в течение всего периода русской классики (достаточно вспомнить хотя бы о тех развитых формах, которые принял в России культ Баха и Бетховена). Однако учениками музыканты поколения 1860-х себя не ощущали: они ясно сознавали, что их призвание - принести в мир новые начала, сказать новое слово, которое имеет дорогую цену, потому что содержит в себе идею великого народа. Это далеко не сразу встретило понимание: во второй половине XIX в. русская музыка, несмотря на отдельные частные успехи (иногда значительные), не была осознана за рубежом как самобытное художественное явление огромной силы - в ней воспринимали оригинальность колорита, свежесть манеры; суть же говоримого оставалась часто закрытой (исключения, подобные Листу или первым пропагандистам Мусоргского во Франции, лишь подтверждают правило).
Эта ситуация ясно отражается, например, в письмах Римского-Корсакова из Брюсселя, где он в 1890 г. дирижировал концертами русской музыки. Концерты прошли успешно, однако оставили у композитора чувство острого раздражения: «Они очень любезны, но через любезность сквозит какое-то желание оказать протекцию, благосклонное внимание и т. д. . . .Они очень ценят русскую музыку; говорят, что русские сделали „кельке шоз де нуво" и т. п. Но сквозь это звучит нотка протектората. Глупые они: не понимают того, что русские сделали столько, что им и во сне присниться не может. Если б они понимали, то должны были бы восхищаться и благоговеть и каждую русскую нотку ценить на вес золота, так, как они ценят Вагнера».

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Отсутствие арены для политической деятельности

В этом процессе буржуазной эмансипации искусству присваивался…

Театральное видение мира

Архитектура театрального образа и образа живописного очень похожи.…

Кадры в кино

Режиссер может обобщать глобально, мерить время веками, вечностью,…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…